ГОСТ 11018-2000
центры колесные литые — ГОСТ 4491
бандажи — ГОСТ 398;
кольца бандажные — ГОСТ 5267.10;
зубчатые колеса, катаные и штампованные колесные центры и другие детали колесной
пары — нормативной документации (далее - НД), утвержденной в установленном порядке, и
требованиям настоящего стандарта.
4.3.1 Требования к оси
4.3.1.1 Параметр шероховатости поверхностей оси должен быть:
- шеек под подшипники качения и подступичных частей колес Ra≤1,25 мкм;
- шеек под осевые подшипники скольжения для ТПС с конструкционной скоростью V
к
:
V
K
≤ 100 км/чRa ≤1,25 мкм;
V
K
> 100 км/ч < Ra≤0,63 мкм;
- средней части Ra ≤ 2,5 мкм;
- подступичных частей под зубчатые колеса Rа ≤ 1,25 мкм,
- торцев;
под упорные подшипники качения и скольжения Rа ≤ 2,5мкм;
нерабочие.Ra ≤ 10 мкм;
- галтелей’
подшипниковых шеекRa ≤ 1,25 мкм
подступичных шеек . Ra ≤ 2,5 мкм.
Для полых осей параметр шероховатости поверхности центрального отверстия должен
быть Ra ≤ 10 мкм.
4.3.1.2 Допуск непостоянства диаметра оси в поперечном и продольном сечениях должен
быть:
- шеек под подшипники качения - не более 0,015 мм;
- шеек под осевые подшипники скольжения - не более 0.05 мм, - подступичных частей под
колеса - не более 0,05 мм, в случае конусообразности больший диаметр должен быть обращен к
середине оси;
- подступичных частей под зубчатые колеса или под ступицы зубчатых венцов - не более
0,05 мм с учетом требований 4.3.2.
Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров, - по ГОСТ 8.051.
4.3.1.3 Допуск радиального биения при проверке в центрах шеек оси под подшипники
качения и скольжения, подступичных частей колес и зубчатых колес должен быть не более 0,05
мм.
4.3.1.4 Допуск торцевого биения торцев предподступичных частей оси при проверке в
центрах должен быть не более 0,05 мм.
4.3.1.5Осьдолжнабытьподвергнута ультразвуковомуконтролюимагнитной
дефектоскопии в соответствии с ГОСТ 30237, ГОСТ 39272.
4.3.1.6 Поверхности шеек оси, предподступичных, подступичных и Средних частей, а
также галтели перехода от одних частей оси к другим должны быть подвергнуты упрочнению
накатыванием роликами в соответствии с ГОСТ 30237.
4.3.2 Требования к колесу и колесному центру
4.3.2.1 Разность значений твердости ободьев колес для одной колесной пары должна быть
не более 24 единиц НВ.
4.3.2.2 Разность по ширине обода колеса (размер В, рисунки I, 2) должна быть не более 3
мм. Ширину бандажа составного колеса измеряют по окружности на расстоянии не менее 100 мм
от крайних цифр маркировки.
4.3.2.3 Параметр шероховатости посадочных поверхностей должен быть: .
- отверстия ступицы колеса или колесного центра:
при тепловом способе формирования Rа ≤2,5 мкм;
при прессовом способе формирования. Rа ≤ 5 мкм;
-наружной поверхности колесного центра под насадку бандажа - Rа ≤5 мкм;
- удлиненной ступицы под напрессовку зубчатого колеса - Rа ≤ 2,5 мкм,
* Здесь и далее опускается взамен параметра шероховатости Ra. параметр, соответствующий Rz по ГОСТ 2789.