Город Томск Дело № А67-14312/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2019 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фертикова М.А.,
судей Павловой Ю.И.,
Стасюк Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арышевой
М.С.
, без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании
апелляционную жалобу Департамента финансов Томской области (№ 07АП-1900/2019) на
решение от 31.01.2019 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-14312/2018
(судья Попилов М.О.)
по иску муниципального образования городской округ Стрежевой в лице муниципального
казенного учреждения администрация городского округа Стрежевой (636780, Томская
обл., город Стрежевой, улица Ермакова, 46 а, ИНН 7022005647, ОГРН 1027001619501)
к Томской области в лице департамента финансов Томской области (634050, Томская обл.,
город Томск, проспект Ленина, дом 111, ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719)
о взыскании 2 500 000 руб.
без участия представителей сторон (надлежаще извещены),
Установил:
Муниципальное образование городской округ Стрежевой в лице муниципального
казенного учреждения администрация городского округа Стрежевой (далее –
администрация городского округа Стрежевой, истец) обратилось в Арбитражный суд
Томской области с иском к Томской области в лице Департамента финансов Томской
области (далее – департамент финансов, ответчик) о взыскании за счет казны Томской
области 12 567 427,40 руб. убытков, причиненных вследствие приобретения квартир для
обеспечения инвалидов жилыми помещениями.
Решением от 31.01.2019 Арбитражного суда Томской области исковые требования
удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с
апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и принять по делу новый
судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование к отмене судебного акта указал, что обеспечение жильем инвалидов
и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, не
является расходным обязательством Томской области; в целях реализации органами
местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения
законодательством предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из
бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных районов; при вынесении решения судом не
установлен источник финансирования расходов муниципального образования «Городской
округ Стрежевой», связанных с приобретением жилья для указанных в настоящем деле
лиц, а также, при необходимости, причины, по которым муниципальное образование
Городской округ Стрежевой» расходовало собственные средства местного бюджета, а не
выделенную дотацию; спорные правоотношения носят межбюджетный характер, в связи с
чем нормы статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы.
Истец отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте
рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не
явились, ходатайств об отложении заседания не направили. В порядке части 1 статьи 266,
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в
порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не
находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
вступившим в законную силу решением Стрежевского городского суда Томской области
от 29.05.2015 по делу № 2-406/2015 на администрацию городского округа Стрежевой
возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по
договору социального найма семье Лой Татьяны Владимировны, Акимова Данила
Владиславовича с составом семьи два человека: Лой Т.В., Акимова Д.В. в соответствии с
решением Думы городского округа Стрежевой от 04.05.2011 № 75, пригодное для
постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим
правилам и нормам, общей площадью не менее 15 кв.м. на одного человека, с учетом
права Акимова Д.В. на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.
Как следует из решения Стрежевского городского суда Томской области от
29.05.2015 по делу № 2-406/2015 Акимов Д.В. является инвалидом. По состоянию
здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального
найма вне очереди, согласно перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при
которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, пользуется
правом на дополнительную жилую площадь.
Постановлением администрации городского округа Стрежевой от 13.11.2015 №
2812ж семье Лой Т.В. предоставлена квартира – жилое помещение муниципального
жилищного фонда, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, 4
микрорайон, д. 412 кв. 133, общей площадью 64,4 кв.м.
Между муниципальным образованием городской округ Стрежевой и Лой Т.В.
заключен договор социального найма от 16.11.2015 № 101/15.
Указанная квартира являлась муниципальной собственностью городского округа
Стрежевой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от
20.11.2015 70-АВ 715744.
04.07.2016 указанное жилое помещение передано в собственность граждан в
порядке приватизации по договору передачи № 242-п/16.
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости данной квартиры,
проведенным индивидуальным предпринимателем Эйгус Р.Р. от 08.12.2015 № 409-15,
стоимость указанной квартиры по состоянию на 08.12.2015 составила 2 500 000 руб.
Администрация городского округа Стрежевой направила письмо от 25.06.2018 №
01-18-2512 в адрес Департамента финансов о рассмотрении вопроса о выделении из
областного бюджета денежных средств для компенсации расходов муниципального
образования, понесенных на обеспечение жильем лиц, страдающих хроническими
заболеваниями. В ответе на указанное обращение Департамент финансов сослался на
отсутствие оснований для включения указанных расходов в областной бюджет.
Уклонение от возмещения ответчиком расходов в связи с предоставлением жилого
помещения инвалиду явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу
законное и обоснованное решение, при этом выводы арбитражного суда первой
инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном
применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции законными и
обоснованным, и при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под
убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или
должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или
повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые
это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не
было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не
соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или
органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией,
соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием
(статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред,
причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего
закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного
самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны
Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения
арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении
вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого
подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым
после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным
ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85
Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января
2005 года), статьи 26.3 Закона об органах государственной власти субъектов Российской
Федерации, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам
социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения
осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает
публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено
финансирование соответствующих льгот.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями
социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10
октября 2002 года № 258-О осуществление государством конституционной обязанности
по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей
положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных,
малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым
источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной
помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются
законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из
имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития
финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на
жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его
реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных
допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной
власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при
этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных
и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного
ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта
Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится
решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за
счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми
программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными
законами.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им
меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской
Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания,
относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и
семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий,
принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым
помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 декабря 2009
года № 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции
Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное
самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно
обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного
самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Статьями 14, 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об
общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о
местном самоуправлении), статьями 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации
предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким
гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма
из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по
решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в
частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов
Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных
районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона о местном самоуправлении).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17
Закона об инвалидах, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в
системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на
учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом
местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в
жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма
предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи
57
Жилищного кодекса Российской Федерации).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской
Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если
такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1
статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), устанавливает только особенность
реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на
органы местного самоуправления.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих
детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, применительно к
вышеперечисленным нормам подлежит финансированию, как верно отмечено судом
первой инстанции, за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской
Федерации прямо противоречило бы статье 84 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, которой определен перечень оснований возникновения расходных
обязательств Российской Федерации. В частности, указанные обязательства возникают в
результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при
осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по
предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного
ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в
определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 309-
ЭС15-5872, от 11 декабря 2015 года № 309-ЭС15-9501, от 29 января 2016 года № 303-
ЭС15-12441, от 02 марта 2016 года № 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации № 1, утвержденном Президиумом Верховного
Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года (пункт 12).
Как следует из материалов дела, истцом было предоставлено жилое помещение,
являющееся муниципальной собственностью, при осуществлении государственных
полномочий.
Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правомерному
выводу, что расходы, необходимые истцу для исполнения решения суда общей
юрисдикции, подлежат взысканию с казны Томской области.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от
действий тех или иных государственных органов, обязанность субъекта Федерации по
возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом обязания истца
предоставить жилое помещение определенному в законе лицу и несением связанных с
этим расходов на приобретение или невозможность распоряжения помещением.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает Томскую область в
лице Департамента финансов Томской области обязанной возместить убытки истцу.
При этом факт выделения ответчиком денежных средств в форме дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности в рассматриваемом случае не имеет правового
значения, поскольку данные средства не подлежат расходованию, в силу положений
бюджетного законодательства, на приобретение жилых помещений инвалидам и их
семьям. Более того, в рассматриваемом случае предметом спора являются не бюджетные
отношений (пункт 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а гражданско-
правовая обязанность по возмещению убытков (пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса
РФ). При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по
реализации льгот, отнесенных к расходным обязательствам субъекта Российской
Федерации, по смыслу статей 122, 123 Конституции Российской Федерации, предполагает
полную компенсацию возникших расходов и гарантирует право собственности
муниципального образования, поскольку только при таких условиях не происходит
изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность
муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в
соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предоставив жилые помещения истец в силу жилищного законодательства не
может свободно распоряжаться квартирой, поскольку она обременена жилищными
правами граждан и соответственно, за счет данного жилого помещения не может
исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных
обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, истец будет
вынужден приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Указанная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 июня 2010 года № 2280/10.
Определяя размер убытков, суд первой инстанции исходил из общей суммы
расходов, фактически понесенных ответчиком на приобретение квартиры для
последующего предоставления их указанным инвалидам, что соответствует положениям
статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, заявленное требование правомерно удовлетворено
судом первой инстанции.
Аргумент ответчика о том, что спорные правоотношения носят межбюджетный
характер, в связи с чем, нормы статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской
Федерации не применимы, отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на
неверном толковании норм права.
Регулирование сложившихся между сторонами рассматриваемого спора
правоотношений нормами бюджетного законодательства не является препятствием для
удовлетворения иска о взыскании убытков при доказанности совокупности состава
деликтного правонарушения.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью
выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по
делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с
требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение
является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся
в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм
материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения
суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда
апелляционной инстанции не имеется.
В силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик
освобожден от уплаты государственной пошлины за обращение с апелляционной
жалобой.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
Постановил:
Решение от 31.01.2019 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-
14312/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов
Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через
Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий М.А. Фертиков
Судьи Ю.И. Павлова
Т.Е. Стасюк