Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи
Павловой О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания Донской И.А., рассмотрев в открытом судебном
заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии
Россия 428018, г. Чебоксары, Чувашская Республика, пр. Московский д. 3 д
к индивидуальному предпринимателю Савиновой Нинель Вячеславовне,
ИНН 212909163583, ОГРНИП 314213009200145, Россия 428000,
г. Чебоксары, Чувашская Республика,
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях,
при участии: представителя заявителя – Андреевой Т.В., по доверенности от
09.01.2019 № 2, представителя ответчика – Шатохина Г.А., по доверенности
от 25.03.2019,
Установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии
(далее – заявитель, Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-
Чувашии) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении
индивидуального предпринимателя Савинову Нинель Вячеславовну (далее –
ИП Савинова Н.В., предприниматель) к административной ответственности,
А79-1147/2019 2
предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы неисполнением
предпринимателем предписания от 24.09.2018 № 34 в установленный в нем
срок.
В этой связи должностным лицом Управления Роспотребнадзора по
Чувашской Республике-Чувашии в отношении ИП Савиновой Н.В. составлен
протокол об административном правонарушении по части 15 статьи 19.5
КоАП РФ.
Определением суда от 12.02.2019 дело назначено к рассмотрению в
порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со
статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 11.03.2019 суд перешел к рассмотрению дела по
общим правилам административного производства.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала
по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель предпринимателя просил отказать в удовлетворении
заявления, поскольку с 26.11.2018 деятельность кафе «Коржик» прекращена,
договор аренды помещения расторгнут, в случае признания виновным
предпринимателя просил признать совершенное административное
правонарушение малозначительным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав
письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя
руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-
Чувашии от 28.08.2018 № 34 проведено санитарно-эпидемиологическое
расследование, направленное на устранение причин и выявление условий
возникновения и распространения инфекционных и массовых инфекционных
заболеваний по факту острых кишечных инфекций (заболевшие употребляли
в пищу торт «Наслаждение», приобретенного 24.08.2018 в кафетерии
«Коржик» ИП Савиновой Н.В.).
По результатам санитарно-эпидемиологического расследования
составлен акт от 24.09.2018 № 34 и предпринимателю выдано предписание от
24.09.2018 № 34.
В предписании от 24.09.2018 № 34 указано:
1.
В срок до 01.11.2018 холодильное оборудование - двухкамерные бытовые холодильники «Индезит» и морозильный ларь «Forester», расположенные в производственном коридоре напротив административного помещения, холодильный шкаф по типу ШХ-0,4 на участке хранения яиц в помещении яйцебитни, двухкамерный бытовой холодильник рядом с моечным помещением для мытья и сушки внутрицеховой тары и крупного производственного инвентаря, совмещенным с мытьем наконечников и мелкого производственного инвентаря, холодильный шкаф «Pepsi» по типу
ШХ-0,8 в помещении рядом с баром для хранения готовых кремовых
кондитерских изделий, одинарный холодильный шкаф в производственном
А79-1147/2019 3
помещении рядом с помещением приготовления крема и отделки
кондитерских изделий, а также неохлаждаемое складское помещение
хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов оборудовать
термометрами в целях соблюдения условий хранения (температурный
режим) сырья, полуфабрикатов, пищевых продуктов, готовых кремовых
кондитерских изделий, установленных изготовителем.
2.
В срок до 01.11.2018 обеспечить документирование информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции: обеспечить контроль за этапами приготовления крема, охлаждения (выстойки) мучных и отделочных полуфабрикатов, охлаждения готовых кремовых изделий с фиксацией результатов в журнале контролируемых этапов технологических операций и результатов контроля).
3.
В срок до 01.11.2018 открывающиеся окна оборудовать снимаемыми для очищения защитными сетками.
4.
В срок до 01.01.2019 потолки над производственными помещениями выполнить из материалов, поверхность и конструкция которого обеспечивает предотвращение скопления грязи и способствуют уменьшению конденсации влаги.
5.
В срок до 01.11.2018 установить периодичность проведения текущей влажной уборки производственных помещений.
6.
В срок до 01.11.2018 для хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья в качестве внутрицеховой тары в процессе производства кондитерских изделий обеспечить предприятие инвентарем, который изготовлен из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией.
7.
В срок до 01.11.2018 направить на прохождение флюорографии
работников предприятия: Савинову Нинель Вячеславовну, кондитера
Еремееву Алену Юрьевну, кондитера Бочкареву Таисию Геннадьевну, пекаря
Павлову Эльвиру Витальевну
О выполнении выявленных нарушений по пунктам 1, 2, 3, 5, 6, 7
предпринимателю было необходимо известить Управление
Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в срок до 10.11.2018,
по пункту 4 – до 10.01.2019.
Письмом от 09.11.2018 № 15 предприниматель ходатайствовала о
продлении срока устранения нарушений по предписанию от 24.09.2018 № 34.
Письмом от 07.12.2018 № 04/12025 в удовлетворении просьбы
продлить срок выполнения предписания административным органом
отказано, поскольку выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического
требований не требуют длительных временных затрат.
В связи с тем, что в срок до 01.11.2018 предпринимателем информация
о выполнении пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7 предписания от 24.09.2018 № 34 в
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии не
предоставлена 26.12.2018 должностным лицом Управления
Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в отношении ИП
А79-1147/2019 4
Савиновой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении
№ 1323 по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении с материалами
проверки переданы в арбитражный суд с соответствующим заявлением о
привлечении предпринимателя к административной ответственности,
предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к
административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании
устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и
имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен
протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для
составления протокола об административном правонарушении и полномочия
административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли
законом административная ответственность за совершение данного
правонарушения и имеются ли основания для привлечения к
административной ответственности лица, в отношении которого составлен
протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от
26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) в случае выявления
при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных
требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора),
органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах
полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
обязаны выдать предписание индивидуальному предпринимателю об
устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение
срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем
ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения
обязательных требований и (или) требований, установленных
муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Закона №
294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предметом
внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности
обязательных требований и требований, установленных муниципальными
правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного
контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение
мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью
граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам
культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской
Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в
состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе
А79-1147/2019 5
уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации,
документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение,
входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению
безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий
причинения такого вреда.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-
ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) на основании
положений настоящего Федерального закона и требований технических
регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать
предписания об устранении нарушений требований технических регламентов
в срок, установленный с учетом характера нарушения.
В ходе санитарно-эпидемиологического расследования выявлены
нарушения законодательства Российской Федерации в области соблюдения
технических регламентов: статьи 5; статьи 10 части 1 и части 9; статьи 10
части 3 пунктов 6 и 7, 12; статьи 11 части 3 пункта 7; статьи 11 части 6;
статьи 13 части 1 и 4; статьи 14 части 5 пунктов 3, 4; статьи 15 части 1 пункта
3; статьи 15 части 2; статьи 17; статьи 29 Технического регламента
Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;
статьи 4 технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011
«Пищевая продукция в части ее маркировки»; статьи 3 и статьи 19
Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и
безопасности и пищевой продукции»; статьи 1, 32, 33, 36, 46 Федерального
закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
пункта 15 прил. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней
вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при
выполнении которых проводятся обязательные предварительные и
периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения
обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
(обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда».
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона № 184-ФЗ в случае
неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля
(надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее
функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная
ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом,
лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по
сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный
срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля
(надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными
законами на осуществление государственного надзора за соблюдением
А79-1147/2019 6
требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и
сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение
продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам
проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, что
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной вменяемого правонарушения является
неисполнение указанными лицами в установленный срок законного
предписания, вынесенного уполномоченным органом при проверке
соблюдения требований технических регламентов.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в установленный в
предписании от 24.09.2018 № 34 срок (до 01.11.2018) ИП Савиновой Н.В.
сведения об исполнении пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7 в Управление
Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии не предоставлены.
Представитель предпринимателя в судебном заседании не оспаривает
факт неисполнения упомянутых выше пунктов предписания.
Доводы ответчика о невозможности исполнения предписания в связи с
тем, что после расторжения договора аренды помещения, расположенного по
адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, д. 44, пом. 1,
деятельность в кафе «Коржик» прекращена с 25.11.2018, судом отклоняются
ввиду следующего.
Судом установлено, что определением Арбитражного суда Чувашской
Республики-Чувашии от 05.04.2019 по делу № А79-147/2019 принят
встречный иск ИП Савиновой Н.В. к ИП Корнилову П.П. о признании
прекращенным с 28.12.2018 договора аренды от 01.06.2014 № 1 нежилого
помещения, расположенного по адресу: г. Чебоксары, проспект Ленина, д.
44, пом. 1, общей площадью 548 кв.м с кадастровым номером
21:01:020:501:1713; о погашении в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним записи с номером государственной
регистрации № 21-21-01/111/2014-335 от 16.10.2014 об обременении
нежилого помещения с кадастровым номером 21:01:020:501:1713 арендой в
пользу ИП Савиновой Н.В.
Следовательно, договор аренды помещения в настоящее время не
расторгнут, а предпринимателем доказательства исполнения предписания, с
приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение,
своевременно не предоставлялись.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о
том, что в действиях лица, привлекаемого к административной
ответственности, имеется состав правонарушения, предусмотренный частью
15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, ИП Савинова Н.В. совершила административное
правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 15
статьи 19.5 КоАП РФ.
А79-1147/2019 7
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
несут административную ответственность как должностные лица, если
законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой
степени осмотрительности и заботливости имел возможность для
соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения
требования Закона достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в
привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
При составлении протокола об административном правонарушении
предприниматель присутствовала, права, предусмотренные статьей 25.1
КоАП РФ, разъяснены. Копия протокола предпринимателем получена, о чем
свидетельствует ее личная подпись. Срок привлечения к административной
ответственности не пропущен.
Предприниматель просит признать совершенное правонарушение
малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного
административного правонарушения судья, орган, должностное лицо,
уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут
освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от
административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах,
возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных
правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в
качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки
конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность
правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы
охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как,
например, личность и имущественное положение привлекаемого к
ответственности лица, добровольное устранение последствий
правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются
обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности
правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП
РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место
только в исключительных случаях и производится с учетом положений
пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам
конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом
положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Исходя из характера и конкретных обстоятельств совершенного
административного правонарушения, суд не усматривает оснований для
признания совершенного правонарушения малозначительным.
А79-1147/2019 8
Предпринимателем не приведено доказательств, свидетельствующих об
исключительности совершенного административного правонарушения.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью
суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания
совершенного правонарушения малозначительным.
Возможности применения к рассматриваемой ситуации положений
статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях и замены административного штрафа на предупреждение
судом также не усматривается.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела,
характера и степени общественной опасности совершенного
административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости
привлечения ИП Савиновой Н.В. к административной ответственности,
предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначении
административного наказания в виде административного штрафа в
минимальном размере 30 000 руб.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины
судом не рассматривался, поскольку заявления о привлечении к
административной ответственности государственной пошлиной не
облагаются.
Руководствуясь частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 202 - 206
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
Решил:
привлечь индивидуального предпринимателя Савинову Нинель
Вячеславовну, 08.02.1978 года рождения, уроженку г. Чебоксары Чувашской
АССР, ОГРНИП 314213009200145, ИНН 212909163583, дата регистрации
02.04.2014, зарегистрированную по адресу: 428003, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, проспект Ленина, д. 25, корпус 1, кв. 40, к административной
ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в виде
штрафа в размере 30 000 руб. (Тридцать тысяч рублей).
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях административный штраф должен быть
уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не
позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда
по следующим реквизитам:
наименование получателя - Управление Федерального казначейства по
Чувашской Республике (Управление Роспотребнадзора по Чувашской
Республике - Чувашии), банк получателя – отделение НБ ЧР Банка России г.
Чебоксары, расчетный счет – 40101810900000010005, ИНН – 2129056878,
КПП – 213001001, БИК – 049706001, код ОКТМО - 97701000, код
А79-1147/2019 9
бюджетной классификации - 14111607000016000140, назначение платежа -
уплата административного штрафа по делу № А79-1147/2019.
Доказательства уплаты административного штрафа представить
в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии. При отсутствии
у суда доказательств уплаты штрафа в установленный срок решение
направляется в уполномоченный орган для принудительного исполнения.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный
апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в
течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде
апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд
Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4
статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.Л. Павлова