ГОСТ Р 54770—2011
24
5.4.4 Червячно-реечные приводные механизмы
Положения настоящего подраздела относятся к ПРПМ, оборудованным червячно-реечным подъ-
емным механизмом с силовым приводом.
5.4.4.1 Общие положения
Коэффициент запаса прочности по усталости материала для конструкции червячно-реечного при-
водного механизма принимают не менее 1,5 с учетом фактического напряжения, возникающего под
воздействием полной статической нагрузки. Ресурс по усталостной нагрузке для частей зубчатой рейки
должен составлять не менее 10
4
, а для подвижных частей приводного механизма — не менее 10
8
цик-
лов нагрузки.
5.4.4.2 Зубчатая рейка
Зубчатая рейка (или подобное опорное устройство) должна быть надежно закреплена на мачте.
Стыки между смежными секциями рейки, закрепленными на смежных секциях мачты, должны
быть точно совмещены во избежание нарушения зацепления и повреждения частей приводного меха-
низма.
5.4.4.3 Червячный приводной блок
5.4.4.3.1 Необходимо предусмотреть средства, обеспечивающие постоянное зацепление червяч-
ного винта и зубчатой рейки при всех условиях нагрузки. Направляющие ролики должны ограничивать
осевое смещение червячного винта привода таким образом, чтобы обеспечить его постоянное надеж-
ное зацепление с зубчатой рейкой и безопасную эксплуатацию системы.
5.4.4.3.2 Кроме того, червячный винт привода не должен смещаться из положения правильного
зацепления с зубчатой рейкой больше чем на одну треть контактной поверхности даже в случае отказа
контрролика, локального перегиба или наклона мачты.
5.4.4.3.3 Если на зубчатой рейке устанавливают несколько червячных приводных блоков, допу-
скается распределение расчетной нагрузки между винтами, но только при условии наличия системы ав-
томатического регулирования, обеспечивающей адекватное распределение нагрузки во всех условиях
эксплуатации в нормальном режиме.
5.4.4.3.4 Механизм аварийной блокировки в любом случае устанавливают ниже приводного ме-
ханизма.
5.4.4.3.5 Конструкция механизма должна обеспечивать проведение визуального осмотра червяч-
ного винта привода без демонтажа самого винта или основных элементов конструкции ПРПМ.
5.4.4.4 Нижние концевые выключатели ограничения хода
Нижние стопорные устройства и нижние концевые выключатели можно не устанавливать при со-
блюдении всех следующих условий:
a) максимальная скорость спуска платформы не превышает 0,2 м/с в любых условиях, включая
срабатывание системы аварийной блокировки (см. 5.5.1.1);
b) установлены амортизирующие устройства без подвижных частей, рассчитанные на многократ-
ное срабатывание и не подверженные ускоренному износу;
c) конструкция амортизирующего устройства соответствует требованиям, изложенным в 5.4.6, с
учетом вероятности непосредственного столкновения платформы с амортизирующим устройством;
d) приводной механизм оборудован устройством ограничения нагрузки в случае столкновения
платформы с амортизирующим устройством, и в конструкции приводного механизма учтено воздей-
ствие всех возникающих при этом сил.
5.4.4.5 Верхние концевые выключатели ограничения хода
Верхние стопорные устройства и верхние концевые выключатели для червячного приводного бло-
ка можно не устанавливать при соблюдении всех следующих условий:
a) конструкция ПРПМ не допускает выбега верхних направляющих роликов или ползунов за концы
направляющих в процессе работы в нормальном режиме;
b) рабочая платформа ни при каких условиях не может сойти с вершины мачты;
c) рабочая платформа сохраняет устойчивость в горизонтальной плоскости согласно 5.3.1.1 при
всех условиях, включая монтаж и воздействие максимальной неуравновешенной нагрузки.
5.4.5 Тормозная система
5.4.5.1 Общие требования
5.4.5.1.1 Каждая рабочая платформа должна быть оборудована тормозной системой, которая ав-
томатически срабатывает в следующих случаях:
a) сбой электропитания от основного источника;
b) сбой электропитания цепей управления.