ГОСТ Р 54770—2011
23
Конструкцию зубчатой рейки рассчитывают исходя из критериев, указанных в [8], при этом коэф-
фициент запаса прочности для зубьев рейки должен составлять не менее 1,5 с учетом фактического
напряжения, возникающего в зубьях.
5.4.2.7 Если на зубчатой рейке используется несколько шестерен, допускается распределение
расчетной нагрузки между шестернями, но только при условии наличия системы автоматического ре-
гулирования, обеспечивающей адекватное распределение нагрузки во всех условиях эксплуатации в
нормальном режиме.
5.4.2.8 Использование шестерни в качестве направляющего ролика не допускается.
5.4.2.9 Конструкция механизма должна обеспечивать проведение визуального осмотра всех ше-
стерен без демонтажа самих шестерен или основных элементов конструкции ПРПМ.
5.4.3 Храповые приводные механизмы
Положения настоящего подраздела относятся к ПРПМ, оборудованным храповым подъемным ме-
ханизмом с силовым приводом.
5.4.3.1 Общие требования
5.4.3.1.1 Максимальная расчетная скорость подъема и спуска платформы не должна превышать
0,06 м/с.
5.4.3.1.2 Необходимо предусмотреть средства обеспечения надежного зацепления приводного
механизма или любого устройства аварийной блокировки за перекладины или другие элементы кон-
струкции мачты. Конструкция таких устройств не должна предусматривать использования направляю-
щих роликов платформы для ее движения или при реализации функций аварийной блокировки.
5.4.3.1.3 Необходимо обеспечить возможность визуального осмотра частей приводного механиз-
ма без демонтажа основных элементов конструкции.
5.4.3.1.4 Использование приводного механизма в качестве направляющего ролика не допускается.
5.4.3.2 Требования к конструкции
5.4.3.2.1 Конструкция приводного механизма должна обеспечивать полное зацепление с мачтой
в любых условиях по крайней мере в одной точке.
5.4.3.2.2 Конструкцию приводного механизма разрабатывают в соответствии с требованиями, из-
ложенными в 5.1.
5.4.3.2.3 Храповой приводной механизм разрабатывают в соответствии с общепринятыми норма-
ми технического конструирования, при этом коэффициент запаса прочности по усталости материала
принимают не менее 1,5 с учетом фактического напряжения, возникающего под воздействием полной
статической нагрузки. Ресурс по усталостной нагрузке для подвижных частей подъемного механизма
должен составлять не менее 10
6
циклов.
5.4.3.2.4 Если на одной мачте работает несколько приводных устройств, допускается распреде-
ление расчетной нагрузки между приводными механизмами, но только при условии наличия системы
автоматического регулирования, обеспечивающей адекватное распределение нагрузки во всех услови-
ях эксплуатации в нормальном режиме.
5.4.3.3 Устройства безопасности для храповых приводных механизмов
5.4.3.3.1 ПРПМ должен быть оборудован устройствами аварийной блокировки в соответствии с
применимыми требованиями, перечисленными в 5.5, не допускающими свободного падения платфор-
мы в случае отказа приводного механизма.
5.4.3.3.2 Механизм аварийной блокировки в любом случае устанавливают ниже приводного ме-
ханизма.
5.4.3.3.3 Коэффициент запаса прочности элементов конструкции мачты, на которых крепится
устройство безопасности, должен составлять не менее 2,5. Расчет коэффициента запаса прочности
проводят, исходя из предела прочности материала, из которого изготовлена конструкция мачты, с уче-
том максимальных сил, которые могут возникать при номинальной нагрузке и максимальной допусти-
мой скорости движения рабочей платформы.
5.4.3.4 Нижние концевые выключатели ограничения хода
Если при работе приводного блока храпового механизма не возникают направленные вверх силы,
воздействующие на мачту или несущее основание, установка нижних концевых выключателей ограни-
чения хода необязательна. Основание допускается использовать в качестве амортизирующего устрой-
ства при условии соблюдения требований, указанных в 5.4.6.
5.4.3.5 Верхние концевые выключатели ограничения хода
Верхние концевые выключатели ограничения хода можно не устанавливать в том случае, если
при движении храпового приводного механизма и верхнего направляющего ролика рабочей платформы
не может произойти схода направляющих роликов с мачты.