ГОСТ Р 54770—2011
5.4 Спускоподъемные приводные механизмы
22
5.4.1 Общие положения
5.4.1.1 Максимальная расчетная скорость подъема и спуска рабочей платформы не должна пре-
вышать 0,2 м/с.
5.4.1.2 Элементы приводных механизмов должны иметь защитное ограждение во избежание по-
падания посторонних предметов и повреждения частей приводного механизма, а также для защиты
людей от травм.
5.4.1.3 Цепи или ремни в приводных механизмах допускается использовать только при условии
наличия устройства блокировки, которое останавливает и удерживает рабочую платформу при разрыве
цепи или ремня.
5.4.1.4 Конструкция ручных приводных механизмов должна исключать возможность обратного
удара рукояток и рычагов управления.
5.4.1.5 Также необходимо принять меры во избежание выхода верхних направляющих роликов
или ползунов за концы направляющих в процессе работы в нормальном режиме. Дополнительные
меры должны быть приняты во избежание выхода из зацепления с зубчатой рейкой шестерен предо-
хранительных механизмов в любых условиях, включая монтаж и демонтаж, или при отказе механиче-
ских устройств аварийной блокировки, предназначенных для предотвращения неуправляемого спуска
рабочей платформы.
5.4.1.6 Необходимо предусмотреть меры, обеспечивающие устойчивость рабочей платформы в
случае повреждения любого направляющего ролика или ползуна.
5.4.1.7 Все гидравлические приводы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52543 и при-
менимым требованиям, перечисленным в 5.10.
5.4.1.8 Если на одной мачте работает несколько приводных устройств, допускается распределе-
ние расчетной нагрузки между приводными механизмами, но только при условии наличия системы ав-
томатического регулирования, обеспечивающей адекватное распределение нагрузки во всех условиях
эксплуатации в нормальном режиме.
5.4.2 Зубчато-реечный подъемный механизм
Положения настоящего подраздела относятся к зубчато-реечным подъемным механизмам с си-
ловым приводом.
5.4.2.1 Необходимо предусмотреть средства, обеспечивающие постоянное зацепление шестерен
приводных и предохранительных механизмов и зубчатой рейки при всех условиях нагрузки. Конструк-
ция таких устройств не должна предусматривать использования направляющих роликов платформы
для ее движения или при реализации функций аварийной блокировки. Используемые устройства долж-
ны ограничивать осевое перемещение шестерен таким образом, чтобы по крайней мере две трети
ширины зуба шестерни постоянно находились в зацеплении с зубьями рейки.
5.4.2.2 Кроме того, шестерня не должна смещаться из положения правильного зацепления с рей-
кой больше чем на одну треть высоты зуба, даже в случае отказа контрролика или другого приспособле-
ния, обеспечивающего контроль зацепления, либо в случае локального перегиба или наклона мачты.
5.4.2.3 Модуль зубьев реечной передачи должна составлять не менее:
- 4 мм — для приводных механизмов, в которых контрролик или другие устройства контроля заце-
пления действуют непосредственно на рейку, без использования каких-либо других частей мачты, или
- 6 мм — для приводных механизмов, в которых контрролик или другое устройство контроля за-
цепления действуют через другой элемент конструкции мачты, который находится в непосредственном
контакте с рейкой.
5.4.2.4 Любая шестерня механизма аварийной блокировки должна быть расположена ниже лю-
бой шестерни приводного механизма.
5.4.2.5 Шестерню привода разрабатывают в соответствии с требованиями [6], [7], [8] и [9] в отно-
шении прочности зубьев, которая должна обеспечивать ресурс не менее 10
8
циклов нагрузки. Конструк-
цию шестерни рассчитывают, исходя из критериев, указанных в [8], при этом коэффициент запаса проч-
ности для зубьев должен составлять не менее 1,5 с учетом фактического напряжения, возникающего в
зубьях каждой шестерни под воздействием полной статической нагрузки.
5.4.2.6 Зубчатая рейка должна быть изготовлена из материалов в соответствии с требованиями
[6], [7], [8] и [9] в отношении прочности зубьев, которая должна обеспечивать ресурс не менее 10
4
цик-
лов нагрузки.