14
контакт, обзоры, интервью, личные и профессиональные контакты, технические журналы.
d) Организуйте данные и проведите их анализ:
- анализ направлен на установление наилучших практических целей по всем соответствующим пунктам.
е) Установите реперные точки:
- идентифицируйте возможности улучшения качества на основе запросов потребителей и рабочих характеристик, достигнутых конкурентами и неконкурентами.
А.4 “Мозговая атака”
А.4.1 Применение
“Мозговая атака” используется для идентификации возможных решений проблем и потенциальных возможностей улучшения качества.
А.4.2 Описание
“Мозговая атака” – это способ освободить творческое мышление коллектива для создания и выяснения перечня идей, проблем или исходных положений.
А.4.3 Процедура
Процедура складывается из двух фаз.
а) Фаза генерации идей
Организатор рассматривает основные направления “мозговой атаки” и задачу соответствующего собрания, затем члены коллектива высказывают ряд идей. Целью является генерация максимального количества идей.
b) Фаза уточнения
Коллектив рассматривает список высказанных идей, чтобы обеспечить их всеобщее понимание. Оценка идей произойдет по завершении собрания, организованного для проведения “мозговой атаки”.
Основные направления “мозговой атаки” заключаются в том, что:
- идентифицируется организатор;
- ясно объявляется задача собрания для “мозговой атаки”;
- все члены коллектива выступают по очереди и высказывают по одной идее;
- по возможности, члены коллектива развивают и дополняют идеи, высказанные другими;
- на этой стадии идеи не критикуются и не обсуждаются;
- высказанные идеи записываются так, чтобы все их видели;
- процесс продолжается до тех пор, пока не прекратится поток идей;
- все высказанные идеи рассматриваются для уточнения.
А.5 Причинно-следственная диаграмма
А.5.1 Применение
Причинно-следственная диаграмма используется для:
- анализа причинно следственных связей;
- сообщения о причинно-следственных связях и
- облегчения решения проблемы от ее признака до причины.
А.5.2 Описание
причинно-следственная диаграмма применяется для исследования и демонстрации связи между данным явлением (например, отклонениями характеристик качества) и его потенциальными причинами. Несколько потенциальных причин классифицируются по основным категориям и подкатегориям, так что их представление напоминает скелет рыбы. Отсюда и вытекает еще одно известное наименование этой диаграммы – диаграмма “рыбьи кости”.
А.5.3 Процедура
а) Ясно и осознанно определите явление.
b) Определите основные категории возможных причин.
Рассматриваются следующие факторы: