14
поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Если при мониторинге и измерении установленных требований используются компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению должна быть подтверждена. Это должно быть осуществлено до начала применения и повторно подтверждено по мере необходимости.
Примечание. См. методические указания ИСО 10012-1 и ИСО 10012-2.
8 ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ
8.1 Общие положения
Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые, чтобы:
a) демонстрировать соответствие продукции;
b) обеспечить соответствие системы менеджмента качества;
c) постоянно повышать результативность системы менеджмента качества. Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических, и область их использования.
8.2 Мониторинг и измерение
8.2.1 Удовлетворенность потребителей
Организация должна осуществлять мониторинг информации, касающийся восприятия потребителями соответствия организации требованиям потребителей, как одного из способов измерения функционирования системы менеджмента качества. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации.
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)
Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы с целью установления того, что система менеджмента качества:
a) соответствует запланированным мероприятиям (7.1), требованиям настоящего международного стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;
b) эффективно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. Программа аудитов (проверок) должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы аудитов должны быть определены. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу.
Ответственность и требования к планированию и проведению аудитов, а также к отчету о результатах и поддержанию в рабочем состоянии записей (4.2.4) должны быть определены в документированной процедуре.
Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить, чтобы действия предпринимались без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации (8.5.2).
Примечание. См. методические указания ИСО 10011-1, ИСО 10011-2 и ИСО 10011-3.
8.2.3 Мониторинг и измерение процессов
Организация должна применять подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать