ГОСТ Р 56846—2015
Введение
0.1 Общие положения
Область телемедицины охватывает широкий спектр оказания медицинских услуг, связанных с
использованием телекоммуникационных технологий на расстоянии. Одним из направлений, включен
ных в область телемедицины, является дистанционное обучение, которое занимается вопросами уда
ленного предоставления образовательных материалов, связанных с медициной. Настоящий стандарт,
рассматривающий интероперабельность систем дистанционного обучения, разработан в связи с
потребностью преподавателей и учащихся в организации предоставления дистанционных образова
тельных услуг в области здравоохранения. Основная цель настоящего стандарта заключается в том.
чтобы применяемые технологиидля дистанционного обучения в области здравоохранения могли соот
ветствующим образом обеспечить поддержку и предоставление дистанционных образовательных
услуг, а также реализовать взаимодействие с различными системами дистанционного обучения, соот
ветствующими настоящемустандарту.
В настоящем стандарте используются специальные слова для обозначения того, является ли тот
или иной компонент обязательным, рекомендуемым или необязательным. Использование сформули
рованных в настоящем стандарте положений соответствует руководящим указаниям в приложении G
документа «Директивы ИСО/МЭК. Часть 2. Правила построения и формулирования международных
стандартов».
0.2 Определение понятия обучения
Обучение в здравоохранении основано на предоставлении возможностей для непрерывного
обучения вобластиздравоохранения поставщика медицинскихуслуг ипациентов. Типы обучения вклю
чают в себя:
- профессиональное развитие, которое охватывает модернизацию и совершенствование про
фессиональных навыков изнаний;
- медицинское образованиедля врачей идругих поставщиков медицинскихуслуг;
- обучение пациентов с целью увеличить способности клиентов к лечению болезней ( например,
сердечно-сосудистые заболевания, остеопороз);
- академическую клиническую конференц-связь, при которой материалы эксперта передаются
принимающим сторонам для таких целей, как реализация обучающих циклов на местах и непрерывное
медицинское образование;
- разборы клиническихслучаев, узкоспециализированные для клинического отделения, при кото
рых материалы предоставляются представителями отделений и приглашенными участниками;
- междисциплинарноеобучение, обучение, ориентированное на пациента или проблему, скоман
дой изпредставителей разных дисциплин, предоставляющей профессиональныеконсультации посоот
ветствующим клиническим проблемам изадачам; и
- другое клиническое, техническое, образовательное и административное обучение, такое как
обучение по оказанию помощи, курсы усовершенствования в области лечения проблем со спиной, диа
бетом. обучение общего направления, административные собрания, планирование выписки больных,
своевременное обучение иобучение работе с компьютерами региональных сотрудников.
0.3 Определение понятия дистанционного обучения
Дистанционное обучениеописываетобразовательнуюситуацию, при которой инструктор иучащи
еся находятся на расстоянии. Дистанционное обучение может быть определено следующим образом;
«Дистанционное обучение - это установление соединений между людьми и ресурсами с помощью
коммуникационныхтехнологийв образовательныхцелях» (Б. Коллинз. 1996г. Телеобучвнивв цифро
вом мире, будущеедистанционного обучения).
Общепринятое определение дистанционного обучения также распространяется на ситуации, при
которых взаимодействующие инструктор и учащиеся разделены расстоянием и временем. Для целей
настоящегостандартадистанционноеобучениеописываетситуацииобучения вреальномвремени, при
которых взаимодействие между инструктором и учащимися происходит без значительных задержек по
времени.
IV