ГОСТ Р 55185—2012
Приложение Л
(обязательное)
Метод испытаний поглощающих аппаратов
при соударении вагонов
Л.1 Объекты испытаний
Объектом испытаний являются поглощающие аппараты (далее аппараты) автосцепного устройства грузо
вых вагонов, установочные размеры которых соответствуют ГОСТ 3475. Аппараты, имеющие фрикционный узел,
должны быть предварительно приработаны в соответствии с Ж.4.3 (приложение Ж).
Л.2 Средства испытаний
Испытательное оборудование должно обеспечивать скорость соударения вагонов от 3 до 15 км/ч с шагом
приращения не более 1км/ч. Соударяемые вагоны должны быть загружены сыпучим грузом до массы брутто
(10О±5) т. Для регистрации результатов испытаний используют автосцепку-динамометр с диапазоном измерений
не менее 3500 кН. датчик линейных перемещений с диапазоном измерений не менее конструктивного хода
поглощающего аппарата, датчик скорости и аппаратно-программный комплекс.
Л.3 Условия проведения испытаний
Испытания проводят на открытом воздухе независимо от наличия или отсутствия атмосферных осадков.
Л.4 Порядок проведения испытаний
Испытания проводят путем соударения двух вагонов. Ударяемый вагон, оборудованный опытным аппара
том, неподвижно стоит на горизонтальном участхе пути в свободном незаторможенном состоянии. Вагон-боек,
оборудованный серийно изготавливаемым поглощающим аппаратом класса Т1 по ГОСТ Р 54749, накатывают на
ударяемый вагон. Для поглощающего аппарата на вагоне-бойке заранее или в процессе испытаний должна быть
определена зависимость воспринятой энергии от максимальной силы соударения.
Соударения начинают со скоростью не более 4 км/ч с шагом приращения не более 1 км/ч до достижения
максимальной скорости, при которой сила будет от 3000 до 3500 кН. В каждом интервале скоростей от 3 до 6. от 6
до 9. от 9 до 12 и свыше 12 км/ч производят не менее пяти соударений.
Л.5 Обработка и оценка результатов испытаний
Для определения энергоемкости строятдинамические силовые характеристики (зависимость силы от хода)
поглощающего аппарата, содержащие линию нагрузки (при увеличении хода от 0 до X ^ J и линию разгрузки (при
уменьшении хода от Хтахдо 0).
Воспринятую энергию (энергоемкость) определяют как площадь между линией нагрузки и осью X на графи
ке силовой характеристики. Энергию отдачи рассчитывают, как площадь между линией разгрузки и осью X. коэф
фициенты поглощения энергии по формуле (Е.1). На основании статистической обработки зависимости силы от
хода определяют силу закрытия поглощающего аппарата. По зависимости силы соударения от энергоемкости
при номинальной силе определяют номинальную энергоемкость, при максимальной силе или силе закрытия,
если она не превышает максимальную, определяют максимальную энергоемкость. По зависимости силы от
скорости соударения при номинальной силе определяют номинальную скорость соударения. Результаты испы
таний считают положительными, если значения номинальной и максимальной энергоемкостей, номиналь
ной скорости соударения и коэффициента необратимого поглощения энергии соответствуют нормативным
значениям.
19