ГОСТ Р 55393—2012
Настроечный уровень фиксации превышения допустимой частоты вращения определяют всоответ
ствии с оценкой риска, выполняемой поставщиками газовой турбины и приводимого оборудования. На
строечный уровеньдолжен превосходить значение частоты вращения, достигаемое при неожиданной по
тере максимальной потенциальной мощности, с запасом, недопускающим спонтанных экстренных остано
вов. но недолжен приводить к чрезмерным нагрузкам во вращающихся частях. Рекомендуется, чтобы это
значение в общем случае не превышало 110 % частоты вращения при синхронизации (в случае привода
электрогенератора), 110 % максимальной частоты вращения на стационарном режиме (в случае привода
механического оборудования) или 112 % для одновальных конструкций, включающих паровые турбины.
Система защиты от превышения допустимой частоты вращения должна иметь функциональные воз
можности для тестирования, или должно быть разработано положение по тестированию всех устройств
защиты от превышения допустимой частоты вращения в интервалах, рекомендованных изготовителем
газовой турбины.
Газовым турбинам с отдельнымисиловыми турбинами или с теплообменниками может понадобиться
дополнительная защита от превышения допустимой частоты вращения из-за аккумулированных тепла
и/или больших объемов газов с высоким давлением. Соответствующие защитные меры подвергают
оценке риска.
Если можно показать, что ротор многовального двигателя не может превысить допустимого числа
оборотов вследствие воздействия аэродинамических сил. тодля этого ротора система защиты от превы
шения допустимой частоты вращения не требуется.
5.20.8 Система аварийного останова газовой турбины
Должна быть предусмотрена система останова. Она должна управляться вручную и автоматически
при срабатывании защитных устройств газовой турбины, связанных с безопасностью, и технологического
комплекса, связанного с безопасностью.
Система управлениядолжна быть спроектирована так, чтобы система аварийного останова, включая
кнопки аварийного останова, экстренно останавливала нетолько газовую турбинусрабатыванием клапанов
отсечки топлива, незамедлительно отсекающих подачу топлива, но также и все оборудование вверх и/или
вниз по потоку, если дальнейшая работа этого оборудования может привести к возникновению опасной
ситуации.
Каждый пэкидж или теплозвукоизолирующий кожух газовой турбины (при наличии), а также пульт
управления должны быть оборудованы кнопками аварийного останова, подходящим образом размещен
ными и непосредственно досягаемыми, которые должны быть активны во время обычной работы и во
время проведения ТО.
Эти кнопкидолжны:
- иметь четко обозначенные, ясно видные и быстродоступные устройства управления; должна быть
предусмотрена ручная переустановка после срабатывания;
-останавливать газовую турбину быстро, насколько это возможно, не создаваядополнительных опас
ностей;
- не являться частьюдисплея интерфейса «человек—машина».
Операция аварийного останова должна осуществлять перевод приводимого оборудования в безо
пасное состояние, соответствующееостанову газовой турбины: рекомендуется, чтобы эта операция подав
ляла вседругие функции приводимого оборудования.
Следует учитывать, что если другие стандарты требуют местных кнопокостанова для каждого приво
да или подсистемы, то это может создавать дополнительные риски для системы газовой турбины в целом.
Звуковое предупреждение должно быть инициировано аварийным остановом. Если используется
интерфейс «человек—машина», то на экране должно выдаваться сообщение о причине аварийного
останова.
В ходе оценки риска определяют функции, которые должны поддерживаться в каждом случае ава
рийного останова, чтобы свести к минимуму последствия (например, в случае обнаружения утечки газа
поддерживается вдействии вентиляционная система для продувки теплозукоизолирующего кожуха, но в
случае пожара вентиляцию рекомендуется отключить, а пожарные шиберы закрытьдля обеспечения эф
фективного тушения пожара).
Должен быть невозможен автоматический повторный пуск после аварийного останова без вмеша
тельства оператора. Перед повторным пуском персонал проводит проверку, гарантирующую, что неисп
равность, которая послужила причиной останова, устранена в такой степени, что работа может быть про
должена с допустимым риском. Должен быть разработан перечень аварийных остановов, после которых
повторный пуск может быть безопасно осуществлен без проведения проверок.
36