ГОСТ Р 55393—2012
Метод, используемыйдля постоянного контроля правильного функционирования клапанов, должен
быть предметом оценки риска. Требование постоянно контролировать положение дренажногоклапана втом
случае, когда он установлен, должно быть предметом оценки риска с учетом местонахождения
выходного отверстия дренажного трубопровода и опасности, создаваемой неправильной работой
клапана.
5.10.6.2.9 Тепловая разгрузка
Если жидкость может оказаться в запертом состоянии между закрытыми герметичными вотношении
утечек клапанами, тодолжен быть предусмотрен сбросдавления на случай теплового расширения жидко
сти в соответствии с 5.23.9.3.
5.10.7 Многотопливные системы
Ни при каком условии не должно быть возможно обратное течение топлива в какую-либо систему в
тех случаях, когда это может привести к опасности. Там. где это возможно, следует установить дополни
тельные устройства защиты для предотвращения противотока. Должны быть выполнены соответствующие
предупредительные мероприятия, обеспечивающие непроникновение жидкого топлива всистему газооб
разного топлива в тех случаях, когда газообразное топливо используют для продувки форсунок жидкого
топлива.
Для тех случаев, когда водно и то же время может быть воспламенено только одно топливо, предус
матривают блокировки. исключающие функционирование резервной топливной системы или обеспечиваю
щие отсечение ее топливопровода.
В том случае, когда водно и то же время может быть воспламенено более чем одно топливо, должно
быть исключено поступление избыточной энергии в газовую турбину из-за чрезмерной подачи топлива.
5.10.8 Продувка топливной системы
В случаях, когда применяются прямые и обратные циклы продувки/дренажа в течение времени пус
ка. работы и останова, должна быть выполнена оценка риска с учетом всех прогнозируемых рисков вклю
чая (но не ограничиваясь перечисленными):
- отказ на обратном цикле продувки во время останова, когда топлива с низкой температурой само
воспламенения могут остаться в линиях подачи с возможностью неконтролируемого воспламенения при
повторном пуске;
- недостаточный дренаж жидкого топлива после неудачного пуска может оставить жидкое топливо в
дренажных линиях с возможностью неконтролируемого воспламенения при повторном пуске;
- неуправляемый останов во время работы газовой турбины на топливе низкой температуры самовос
пламенения. ставший причиной невыполнения циклов продувки;
- возможность воспламенения паров впродуваемыхдренажных линиях/дренажном(ых) баке(ах) вслед
ствие высокой температуры циклового воздуха, отбираемого на обратный цикл продувки;
- загрязнение емкостидля хранения жидкого топлива альтернативными топливами низкой температу
ры воспламенения в случае отказа на цикле продувки/дренажа. с возможностью неконтролируемого вос
пламенения на повторном пуске вследствие загрязнения топлива, применяемого в качестве пускового;
- возможность возникновения паровой пробки;
- нерегулируемые подача, сброс или дренирование опасных сред.
Должны быть рассмотрены мероприятия по снижению рисков, такие как применение соответствую
щей аппаратуры, дублированная блокировка, клапаны сброса, постоянный контроль положения клапана,
предупреждение обратных течений, разделение технологических сред, гасители пламени и т.д.
5.10.9 Дренаж топлива
В случае использования жидкого топлива предусматривают точки дренажа для выпуска несгорев
шего топлива (например, вслучае незажигания факела на пуске). В точках дренажа должны быть клапаны,
предпочтительно автоматические, которые открываются при останове и закрываются на определенном
этапе цикла пуска. Если используются клапаны с ручным управлением, то следует предоставить
четкие инструкции по их эксплуатации. В цикле пуска предусматривают достаточный период времени,
чтобы можно было произвести дренаж этого несгоревшего топлива до того, как будет инициирован
повторный пуск, при этом используют автоматическиедренажные клапаны. Автоматическое или ручное
срабатывание клапанов, а также их программа работы, их отказобезопасное положение, постоянный
контрольэффектив ности дренирования или положения клапана и требование к предпусковой продувке
определяют на основе оценки риска, с учетом риска неуправляемого превышения допустимой частоты
вращения, вызванного сгоранием недренированного топлива в течение пуска, поступления горячих
газов в систему дренажа в течение работы и поступления несгоревшей смеси газообразного топлива с
воздухом в системудренажа.
19