ГОСТ Р 55393—2012
5.8.13 Муфты
В качестве руководства по проектированию муфт, являющихся внешними по отношению косновному
оборудованию газовой турбины и использующихся для передачи выходной мощности газовой турбины,
используют конструкторские требования, изложенные в нормативной документации. Если используют
глухие муфты, то поставщикдолжен гарантировать способность муфты передать крутящий момент.
5.8.14 Подшипники роторов
При проектировании подшипников учитывают результирующие последствия и риски разбалансиров
ки вращающегося ротора из-за возможных обрывов лопаток компрессора и/или турбины для обеспечения
безопасных состояний (нелокализованный отказ, разрыв корпуса под давлением, пожар). Должны быть
приняты защитные меры для предупреждения опасности утечки смазочного масла, возгорания или взрыва
масляного пара или тумана (внутри и вокруг узла подшипника). Рекомендуется предусмотреть противопо
жарную защиту, если высокотемпературные поверхности, которые могут воспламенить смазочноо масло,
находятся вблизи подшипника или масляной системы.
5.8.15 Отказ вращающихся частей
5.8.15.1 Общие положения
Все вращающиеся части турбины и компрессора газовой турбины, значимые для безопасности,
необходимо проектировать с учетом условий и напряжений, которые они будут испытывать в течение
запуска, стационарной работы, переходных режимов, останова и экстренного останова.
5.8.15.2 Разрушение диска и ротора
Ввиду большого количества энергии, содержащегося во вращающихся компонентах газовой турби
ны. разрушениедиска или ротора не всегда может быть локализовано. Поэтому рискдолжен быть оценен
и уменьшен до допустимого уровня принятием активных и пассивных мер.
Пассивные меры могут включать в себя ограничение частоты вращения до величины, меньшей раз
рушающей частоты вращения, с помощью одного из следующих мероприятий или их комбинации:
- предупреждение дальнейшего роста оборотов ротора потерей лопаток засчет центробежной нагруз
ки. выгорания или других воздействий;
- ограничение частоты вращения при максимальном расходе топлива за счет аэродинамических эф
фектов в комплексе лопаточных венцов компрессора и турбины газовой турбины.
Активные меры могут включать в себя защиту от превышения допустимой частоты вращения и авто
матический дренаж жидкого топливадо воспламенения в соответствии с 5.12.4.
5.8.15.3 Консоли ротора
Не рекомендуется допускать работу консолей ротора на их критической частоте вращения, связан
ной с первым изгибным режимом, или на частоте, превышающей ее.
Если консоли ротора работают на их критической частоте, связанной с первым изгибным режимом,
или на частоте, превышающей ее. то расчеты и испытания на прототипе должны продемонстрировать, что
недостигается опасный уровень вибраций.
5.8.16 Сетчатый экран, защищающий от повреждения посторонними предметами
Если существует возможность попадания посторонних предметов в газовую турбину, приводящего к
потере целостности вращающихся частей, то на входе установки рекомендуется установить сетчатый эк
ран, защищающий от повреждения посторонними предметами, в целях уменьшения размера предметов
до такого, при котором возникновение отказа маловероятно. Рекомендуется размещать сетчатый экран на
значительном расстоянии от компрессора по потоку, чтобы избежать ситуации, когда предметы большого
размера создают значительную местную неравномерностьтечения, которая может привести к разрушению
лопаток.
5.8.17 Редуктор
При нагружении зубчатые колеса редуктора испытываютсуперпозицию остаточного, температурного
напряжений и напряжения от центробежных сил. которые зависят от размеров и частоты вращения. Это
обстоятельство создает рискхрупкого излома (особенно вцентре полотна колеса), который увеличивается
с размером. Риск отслеживают в процессе изготовления с помощью неразрушающего контроля шестерен и
зубчатых колес в сочетании с оценкой механики разрушения, которые показывают, что в пределах при
емочного порога нет риска, исходящего отдефектов. Шестерни и зубчатые колеса, для которых приемоч
ный порог дефектов не может быть обеспечен, должны подвергаться соответствующему контрольному
испытанию с превышениемдопустимой частоты вращения. Это испытание должно быть организовано так.
8