ГОСТ Р 55393—2012
проходное сечение, которое обеспечивает сохранение давления, близкого к атмосферному, в дренируе
мом участке линии, учитывая возможность перетечки через клапаны, расположенные вверх по потоку. В
тех случаях, когда клапан перепуска не обеспечивает дренажа топлива до получения атмосферногодавле
ния. должен быть установлендренажный клапан в соответствии с 5.10.6.2.6. В соответствии с требования ми
по эксплуатации может потребоваться, чтобы система подачи жидкоготоплива находилась поддавле нием
в то время, когда топливо не поступает вдвигатель, для минимизации или времени пуска, или рассто яния
перемещения топлива. В этих случаях с помощью конструкционных доработок или оценки риска должно
быть подтверждено, что такая ситуация не повышает уровень риска вышедопустимого.
В случаях, когда перепускаемый поток возвращается во всасывающий патрубок насоса, должны
быть организованы достаточные охлаждающий и/или компенсирующий потоки для предупреждения пере
грева и возможности образования паровых пробок, или рекомендуется постоянно контролировать темпера
туру подаваемого топлива перед всасывающим патрубком насоса и инициировать останов вслучае пере
грева.
5.10.6.2.5 Герметичный отсечной клапан, расположенный вне пэкиджа газовой турбины
Автоматический отсечной клапан должен быть расположен снаружи пэкиджа газовой турбины, чтобы
автоматически отсечь подачу топлива к газовой турбине в случае опасной ситуации (рисунок 2, позиция 3).
В тех случаях, когда оценка риска показывает существование возможности нелокализуемого разлета
высокоэнергетичных фрагментов из оборудования с быстровращающимися частями при их разрушении, в
результате которого клапаны трубопроводы подачи топлива в газовую турбину могут получить поврежде
ния. отсечной(ые) клапан(ы) снаружи пэкиджа газовой турбины и подающий трубопровод до этих клапанов
должны располагаться вне проекции оборудования с вращающимися частями для обеспечения надеж
ного перекрытия подачи топлива. В тех случаях, когда пэкидж газовой турбины размещается в здании,
оценка риска должна включать в себя исследование целесообразности размещения этих клапанов
снаружи здания для обеспечения дополнительного отсечения топливопровода.
Этот клапан должен срабатывать автоматически при экстренном останове газовой турбины в случае
обнаружении пожара или в тех случаях, когда оценка риска показывает, что экстренный останов может
вызвать поврехздение/разрыв участка трубопровода между клапанами и пэкиджем газовой турбины или
повреждение оборудования в пэкгздже газовой турбины или привести к неуправляемой утечке топлива.
5.10.6.2.6 Дренажный клапан
В случаях, когда это требуетсядля достижения допустимого уровня риска втечение останова и когда
перепускной клапан не может сбрасыватьдавление до атмосферного, должен бытьустановлен автомати
ческий дренажный клапан для того, чтобы осуществлять дренаж топлива вниз по течению от быстродей
ствующегоотсечного клапана. Дренажный клапандолжен срабатывать на каждом останове, чтобы сливать
жидкое топливо. Этот клапан может быть закрыт в течение времени останова в тех случаях, когда другие
риски снижены.
Когда дренажный клапан используютдля дренирования части системы, которая наостанове подвер
гается воздействию обратного потока сжатого горячего воздуха, подаваемого компрессором газовой тур
бины. способного вызвать воспламенение каких-либо углеводородов в дренируемых или продуваемых
линиях, последовательность операций при дренаже должна регулироваться для предотвращения такой
ситуации. В качестве альтернативы для недопущения возможности воспламенения снаружи пэкиджа газо
вой турбины применяют дополнительное охлаждение и/или гаситель пламени или используют сепарирую
щий механизм для сброса любых горячих газов в безопасную среду, в то же время дренируя жидкости в
емкость для отработавших жидкостей.
Если существует возможность обратного течения отэтой емкости, то должны быть установлены соот
ветствующие устройства и/или аппаратура таким образом, чтобы обеспечивалась защита от обратных те
чений в газовую турбину при всех предполагаемых условиях.
5.10.6.2.7 Филыр/сетчатый фильтр
Фильтр/сетчатый фильтр устанавливают вверх по потоку от устройства регулирования расхода топли
ва и быстродействующего отсечного клапана вудобном месте для предотвращения ненадлежащего фун
кционирования клапана вследствие попадания в устройство или клапан посторонних фрагментов.
5.10.6.2.8 Испытание клапана и постоянный контроль положения
При пуске контролируют положение клапанов, необходимыхдля останова.
На останове правильное функционированиебыстродействующего отсечного клапана, автоматичес
кого герметичного отсечного клапана и автоматического дренажного клапана в обязательном порядке
постоянно контролируют в целях гарантирования вправильной работы клапанов.
18