ГОСТ Р 52453—2005
К рулевому валу прикладывают момент А/, обеспечивающий плавный поворот вала из среднего
положения до момента срабатывания клапана ограничения давления рулевого механизма или, если
таковой отсутствует, клапана ограничениядавления гидравлической системы стенда. Затем момент
М
плавно уменьшают таким образом, чтобы обеспечить плавный возврат рулевого вала в исходное поло
жение (приложение к рулевому валу момента противоположного знака не допускается). В исходном
положении рулевой вал освобождают, затем таким же образом его поворачивают в противоположном
направлении и вновь возвращают в исходное положение.
Испытание проводят три раза.
В процессе испытаний регистрируют угол поворота рулевого вала а, момент на рулевом колесе
М
и давление в гидросистеме
р.
В результате получают:
р
=
Д а )—
нагрузочная характеристика распределителя и
р - Д М ) —
характеристика реактивного свойства распределителя в соответствии с рисунками 5 и 6.
Из этих характеристик непосредственно определяют следующие показатели:
pQ
— давление холостого хода:
Дд0 — давление нецентрирования;
а0 — гидравлический люфт(см. рисунок 5);
«та* — угол поворота рулевоговала, соответствующийдавлению
ртах
(см. рисунок5);
А/0 — моментна рулевом валу, соответствующий включению усилителя (см. рисунок6):
Мтах
— момент на рулевом валу, соответствующийдавлению
ртах
(см. рисунок6).
По характеристике на рисунке 6 рассчитывают:
/?0— эффективность реактивного свойства распределителя, которую определяют по формуле
=
лр
<1 0 >
где
Л
р = 1МПа, если в ТУ на рулевой механизм не оговорено иное;
mQ
— приведенный момент тренияв приводераспределителя, которыйоцениваютотносительной
шириной петли гистерезиса характеристики
p[\f)
на уровне давления
рсп * р0
+
рвгл
♦
Л/>
и
рассчитывают по формуле
/я =А/и| ~ Мог.2дД/и
°/<АГ0, -
Мй2)
Л
/01 +
М02
’
В документ, представляющий результаты испытаний, заносят средние по трем выполненным
испытаниям значения показателей: при этом средние значения показателей
Лр0.
а тах.
Л
/0, А/тах, т 0
определяют отдельно для левого и правого поворотов рулевого вала.
7.6.4 Характеристика реактивного свойства рулевого механизма
Характеристикуопределяюттолькодляинтегральныхи лолуинтегральныхрулевыхмеханизмов.
Испытание отличается от испытания по 6.6.3 только регистрируемыми параметрами. В процессе
испытаниярегистрируютугол поворота рулевого колеса имомент на валусошки. В результатеполучают
характеристику реактивного свойства рулевого механизма, приведенную на рисунке 9.
Из характеристики на рисунке 9 непосредственно определяют следующий показатель:
А/стах — момент на валусошки, соответствующий моменту А/тах (который полученизхарактеристикм
р
=
ДМ),
приведенной нарисунке 6).
По характеристике на рисунке 9 рассчитывают:
R
— эффективность реактивного свойства гидравлического усилителя, которую определяют по
формуле
R =
AW y..
(12)
a
W
c
где
л м с
= а ю л /- :ах .Ц 1 0
Л
/^ Х;
Л
/ах и М "рДахзначения Мстах прилевом и правом поворотахрулевого вала соответственно;
Д
Л
/М — изменение момента на рулевом валу на ветвях его нарастания, соответствую
щее
Л
Л
/с .
В документ, представляющий результаты испытаний, заносятсредние потрем значениям показа
теля
Мс
тах. которые определяют отдельно для левого и правого поворотов рулевого вала.
Допускается построение характеристикс дискретной регистрацией параметров. При этом каждая
ветвь характеристики (нагрузка или разгрузка в одну сторону) должна иметь не менее шести точек.
14