ГОСТ Р 51901.5—2005
Приложение А
(справочное)
Краткое описание методов анализа надежности
А.1 Основные методы анализа надежности
А.1.1 Прогнозирование интенсивности отказов
А.1.1.1 Описание и цель
Прогнозирование интенсивности отказов является методом, который применяют главным образом на ран
них стадиях проектирования для оценки интенсивности отказов оборудования и системы. Он может быть исполь
зован также на стадии производства при необходимости улучшения количества продукции.
Для прогнозирования используют один из трех основных методов:
- метод прогнозирования интенсивности отказов в исходных условиях, называемый количественным анали
зом частей:
- метод прогнозирования интенсивности отказов в эксплуатационных режимах, называемый анализом на
пряжений частей:
- метод прогнозирования интенсивности отказов, использующий анализ подобия.
Выбор метода зависит от объема имеющейся информации о системе, а также от необходимой точности
аппроксимации.
А.1.1.2 Прогнозирование интенсивности отказов в исходных условиях и прогнозирование интенсивности
отказов в эксплуатационных режимах
В этих случаях необходимо знать количество и тип компонентов, входящих в систему, а также параметры
эксплуатационных режимов, для которых проводится прогнозирование интенсивности отказов. Если параметры
эксплуатационных режимов для компонентов совпадают с параметрами исходных условий, то записи об эксплу
атационных режимах не делают. Однако если параметры эксплуатационных режимов отличаются от параметров
исходных условий, то принимают во внимание используемые условия и режимы для компонента (электрические,
тепловые, окружающей среды и т. п.). Для этого должны быть использованы специально разработанные модели.
Для точного прогноза необходима надежная база данных интенсивности отказов. В МЭК 61709 [5] даны рекомен
дации как установить интенсивность отказов в исходных условиях (этот стандарт не содержит данных об интенсив
ности отказов). Необходимые вычисления могут занять много времени, поэтому рекомендуется применять соот
ветствующие программные средства.
Прогнозирование интенсивности отказов основано на следующих предположениях:
- компоненты соединены в системе последовательно (то есть отказ каждого компонента приводит к отказу
системы);
- интенсивность отказов каждого компонента постоянна:
- отказы компоненте» являются независимыми.
Эти предположения относительно исследуемой системы должны быть тщательно рассмотрены, так как
ошибочное использование метода гложет привести к появлению опасных ошибок.
Предположение, что интенсивности отказов компонентов являются постоянными, сокращает количество
вычислений, так как в этом случав интенсивность отказов системы является суммой интенсивностей отказов
компонентов. Интенсивность отказов системы не всегда является значимой характеристикой надежности систе мы,
поскольку не все отказы воздействуют на систему одинаково. Отказы диагностических элементов и некото рые
режимы неисправностей могут не влиять на функционирование системы. В этом случае интенсивность отка зов
системы является лишь мерой количества корректирующих действий технического обслуживания, независи мо от
того, связаны они с отказами системы или нет.
Точность прогноза характеристик надежности системы зависит от доступных моделей отказов компонен
тов. Все вышеуказанное относится также к прогнозированию интенсивности отказов в эксплуатационных ре
жимах.
А.1.1.3 Прогнозирование интенсивности отказов с использованием анализа подобия
Анализ подобия включает использование для прогнозирования надежности данных эффективности обору
дования при эксплуатации для сравнения характеристик вновь разработаююго оборудования с характеристика ми
оборудования-прототипа.
Сравнения характеристик аналогичного оборудования могут быть сделаны на уровне элемента, подсисте
мы или компонента. При этом используют одни и те же данные эксплуатации, но применяют различные алгорит
мы и расчетные коэффициенты. Сопоставляемые элементы могут включать:
- условия эксплуатации окружающей среды (измеренные и заданные).
- характеристики проекта;
- процессы проекта:
- процессы обеспечения надежности:
4*
11