ГОСТ РИСО 10019—2007
l
0 методики групповой работы;
д) методология PDCA*;
h) методология развертывания политики;
i) методики составления и применения карт процессов;
j) методики решения задач;
k) методики мониторинга удовлетворенности потребителей/персонала;
) метод мозгового штурма.
4.2.5 Особенности знаний и навыков, применяемых в организации
4.2.5.1 Законодательные и обязательные требования
Для консалтинга по системам менеджмента качества необходимо знание установленных обяза
тельных и законодательныхтребований, связанных с деятельностью организации и сферой работ кон
сультанта. Однако от консультантов по системам менеджмента качества не требуется наличие опыта
примененияэтих знанийдо начала оказания консалтинговых услуг.
Необходимые знания в этой области обычно должны включать в себя установленные обязатель
ные и законодательные требования к продукции организации, например, всоответствии с ИСО 9001.
4.2.5.2 Требования к продукции, процессам и организации в целом
Консультанты по системам менеджмента качества должны в общих чертах знать продукцию, про
цессы и ожидания потребителей организации до начала оказания консалтинговых услуг. Они должны
понимать ключевые факторы, существенные для сегмента рынка, на котором реализуется продукция
организации.
Консультанты по системам менеджмента качества должны быть всостоянии;
a) определитьосновные характеристики процессов и продукции организации;
b
) понимать последовательность и взаимодействие процессов и способность организации обес
печить выполнение требований к продукции;
c) знать терминологию в областидеятельности организации;
d) знать особенности структуры организации, а также функции взаимоотношений ее подразде
лений;
е) понимать стратегическую взаимосвязь между целями деятельности организации и потребнос
тями в компетентном персонале.
4.2.5.3 Управленческая деятельность
Консультанты по системам менеджмента качества должны знать практику управленческой дея
тельности, применяемую при интеграции системы менеджмента качества в систему менеджментаорга
низации в целом. Должны быть учтены человеческие ресурсы и методы внедрения системы
менеджмента качества в соответствии с целями и задачами организации.
В некоторых случаях от консультанта может потребоваться наличие компетентности в дополни
тельной области знаний, необходимой для удовлетворения потребностей, ожиданий и полных целей
организации вобластисистемы менеджментакачества, напримерзнанияинструментови методовтеку
щего и стратегического планирований, управления риском, улучшения бизнеса (см. приложение В).
4.2.6 Опыт работы
Консультант по системам менеджмента качества должен иметь необходимый опыт работы, свя
занный с организационными, профессиональными и техническими аспектами предоставляемых им
услуг. Опытработыдолжен включатьв себя опыт самостоятельныхоценок, решение аналогичныхзадач и
опыт взаимодействия со всеми заинтересованнымисторонами (см. приложение В).
Информация об опыте работы икомпетентности консультантадолжна предоставляться по запро
су организации. Информация должна содержатьданные, которые можно проверить.
Опыт работы консультанта может включать в себя следующее;
a) практический опыт работы;
b
) опытуправленческой работы;
c) опыт работы вобласти менеджмента качества;
d) опытаудита системы менеджмента качества;
e) опыт внедрения системы менеджмента качества по меньшей мере по одному из следующих
направлений:
1) предоставление консультационных услуг.
2) работа в качестве представителя руководства по системе менеджмента качества;
3) выполнение функций, связанныхс менеджментом качества.
* PDCA (Plan — Do — Check — Act) — «планирование — осуществление — проверка — действие».
5