ГОСТ Р ИСО 10019—2007
ИСО 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем
экологического менеджмента
ИСО/МЭК Руководство 62:1996 Общие требования к органам, выполняющим оценкуи сертифи-
кацию/регистрацию систем качества
3 Термины и определения
В настоящем стандартеприменены термины и определения по ИСО 9000. а такжеследующие тер
мины с соответствующими определениями:
3.1 реализация системы менеджмента качества (quality management system realization): Про
цесс, охватывающий установление, документирование, внедрение, поддержку в рабочем состоянии и
постоянное улучшение системы менеджмента качества.
П р и м е ч а н и е — Реализация системы менеджмента качества может включать в себя:
a) идентификацию процессов системы менеджмента качества и их применение по всех подразделениях
организации;
b
) определение последовательности и взаимодействия идентифицированных процессов.
c) определение критериев и методов оценки результативности функционирования и управления идентифи
цированных процессов;
О) обеспечение доступности ресурсов и информации, необходимых для поддержки функционирования и
мониторинга идентифицированных процессов,
e) мониторинг, измерение и анализ идентифицированных процессов;
f) деятельность по внедрению, необходимую для достижения запланированных результатов и постоянного
улучшения идентифицированных процессов.
3.2 консультант по системе менеджмента качества (quality management system consultant):
Лицо, оказывающее консультации и предоставляющее рекомендации и информацию, помогающие
организации при реализации системы менеджмента качества.
П р и м е ч а н и я
1 Консультант может оказывать помощь также при реализации отдельных частей системы менеджмента
качества.
2 Стандарт содержит руководство о том. как отличить компетентного консультанта по системам менеджмен
та качества от некомпетентного.
4 Выбор консультантов по системам менеджмента качества
4.1 Входные данные к процессу выбора
4.1.1 Потребности и ожидания организации
Организация должна определить свои потребности иожидания в отношении консультанта посис
темам менеджмента качества, в основе которыхлежатцели организации посозданию ивнедрению сис
темы менеджмента качества. В процесс оценки и выбора консультанта по системам менеджмента
качества должно быть вовлечено высшее руководство организации.
4.1.2 Роль консультанта
При выборедолжна быть определена рольконсультанта впроцессереализации системы менедж
мента качества (см. приложение А). Консультант в общем случаедолжен:
a) помогатьорганизации ввыборетакихспособов разработки ивнедрения системы менеджмента
качества, которые наиболее подходятдля ее структуры, уровня образования персонала, сферы эконо
мическойдеятельности, а также культурных ииныхособенностей;
b
) объяснятьосновные положения менеджмента качества вовлеченному персоналуорганизации
ясным и доступным способом, особо акцентируя внимание на понимании и применении принципов
менеджмента качества;
c) обмениваться информацией с персоналом соответствующихуровней организации и вовлекать
его в активную работу пореализации системы менеджмента качества;
d) давать рекомендации и оказывать необходимую помощь при идентификации процессов систе
мы менеджмента качества организации, определении приоритетности, последовательности и взаимо
действия этих процессов;
e) помогать вопределениидокументации, необходимойдля обеспечения результативногоплани
рования. производства и управления процессами;
2