ГОСТ 10791—2004
8.11 Контроль напряженного состояния колеса проводят методом разрезки. Для этого наносят две метки на
сторону обода, противоположную гребню, на середине толщины обода на расстоянии 100 мм друг от друга.
Радиальный разрез должен быть произведен посредине между двумя метками в направлении от гребня к
отверстию в ступице. Ширина реза должна быть не менее 5 мм. Допускается огневая резка колеса.
8.12 Упрочнение дисков колес обработкой дробью с последующим нанесением антикоррозионной защиты
проводят по нормативно-технической документации, согласованной с потребителем.
9 Транспортирование и хранение
9.1 Каждую партию колес сопровождают документом, удостоверяющим ее соответствие требованиям
настоящего стандарта, подписанным отделом технического контроля предприятия-изготовителя,
представителем потребителя и содержащим:
- наименование предприятия-изготовителя;
- марку стали колеса;
- номинальный диаметр отверстия ступицы;
- число колес;
- номера колес;
- номера плавок;
- дату отгрузки;
- обозначение настоящего стандарта.
Погрузка колес из стали разных марок в одно транспортное средство не допускается. Отгрузка колес без
документа о качестве не допускается.
9.2 Колеса транспортируют в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на конкретном
виде транспорта.
9.3 Погрузку и крепление колес на транспортных средствах производят в соответствии с ТУ на погрузку и
крепление конкретных грузов.
9.4 Условия транспортирования и хранения колес в части воздействия климатических факторов — по
группе 8 (ОЖЗ) ГОСТ 15150.
10 Указания по эксплуатации
10.1 Эксплуатация колес — в соответствии с нормами, утвержденными для магистральных железных дорог.
11 Гарантии изготовителя
11.1 Изготовитель гарантирует соответствие колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении
условий эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа. Изготовитель гарантирует качество стали
(см. 4.5—4.7) и поверхности колес (см. 4.9,4.10) на весь срок службы со дня получения колес потребителем.
11.2 Гарантии изготовителя не распространяются на колеса, подвергнутые: сварке; наплавке; лазерной
обработке; нагреву газовой горелкой, плазмой, токами высокой частоты или иным способом; металлизации;
нанесению электролитических или химических покрытий при ремонте и техническом обслуживании
колесных пар у потребителя.
10
ГОСТ 10791—2004
Приложение А— (рекомендуемое)
ИСО 1005-6—94
Подвижной состав железных дорог
Часть 6
Безбандажные колеса для подвижного состава.
Технические условия поставки
1 Назначение и область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению и поставке катаных, кованых или литых
безбандажных колес из нелегированной стали для локомотивов и вагонов подвижного состава (таблица А.1 и
раздел 4).
Примечание — Создание международного стандарта на материал, испытания и требования к размерам
компонентов колесной пары и собранной колесной пары затруднено из-за коммерческих и эксплуатационных
различий путей в развитии железных дорог в разных странах мира. Эти различия касаются, например,
железнодорожных систем, в которых грузовое движение объединено о интенсивным и, возможно,
высокоскоростным пассажирским движением или системами, целиком предназначенными для перевозки
грузов. Инфраструктура систем обычно различна, и это, как и промышленная политика, может определять
практику, принятую в разработке колесных пар в разделах материалов и геометрических характеристик.
Настоящий стандарт серии ИСО 1005-6 составлен с учетом этих различий и предусматривает как две категории
А и В материала в части требований к качеству, так и две категории в части допусков по размерам Y и Z.
Наиболее очевидные различия между категориями материала А и В состоят в том, что механические
характеристики указывают:
- для категории А — по результатам испытаний на растяжение и ударный изгиб;
- для категории В — по результатам испытаний твердости.
Различия между значениями категорий допусков на размеры Y и Z указывают:
- для цельнолитых колес — по ИСО 1005-8;
- для колесных пар — по ИСО 1005-7. Следует отметить, что:
- комбинацию категории по испытаниям А с категорией допусков Y обычно применяют на железнодорожных
системах с преимущественно интенсивным или высокоскоростным пассажирским движением;
- комбинацию категории по испытаниям В с категорией допусков Z обычно применяют на железнодорожных
системах с преимущественно грузовым движением;
- окончательная комбинация категорий — по усмотрению заказчика.
1.2 В дополнение к настоящему стандарту применимы требования ИСО 404.
2 Нормативные ссылки
Требования приведенных ниже стандартов, на которые имеются ссылки в тексте, включены в требования
стандарта ИСО 1005-6. При пересмотре указанных ниже стандартов стороны, участвующие в соглашениях,
оказывают поддержку в исследовании возможности применения их самых последних изданий. Члены МЭК и
ИСО имеют реестры действующих в настоящее время международных стандартов.
В настоящем стандарте применяют ссылки на следующие стандарты:
ИСО 83—76 Сталь. Испытание на ударную прочность по Шарпи (образцы с U-образным надрезом)
ИСО 377-1—89 Отбор и подготовка образцов и проб для испытаний деформированной стали. Часть 1. Образцы
и пробы для механических испытаний
ИСО 377-2—89 Отбор и изготовление образцов и проб для испытаний деформируемой стали. Часть 2. Образцы
для определения химического состава
ИСО 404—92 Сталь и заготовки стальные. Общие технические требования поставки
ИСО 1005-7—82 Подвижной состав железных дорог. Часть 7. Колесные пары для тяговых и прицепных
вагонов. Технические условия поставки
ИСО 1005-8—86 Подвижной состав железных дорог. Часть 8. Цельнолитые колеса для локомотивов и вагонов.
Требования к размерам и балансировке
ИСО 1580—94 Винты с шлицем в цилиндрической головке с закругленным торцем. Класс изделия А
ИСО 4032—86 Гайки шестигранные типа 1. Классы изделия А и 8
ИСО/TR 4949—89 Обозначение сталей на основе буквенных символов
11