Относительно
Маркае сужение ψ,
стали%
(90—110)
4.12 Сходимость обода колеса при радиальной разрезки после термической обработки должна быть не
менее 1 и не более 5 мм. Расходимость не допускается.
4.13 Диски колес, изготовленных по ГОСТ 9036 подвергают упрочнению обработкой дробью и защищают от
коррозии. Условия поставки колес без упрочнения обработкой дисков дробью должны быть согласованы с
потребителем.
4.14 Механические свойства, твердость и ударная вязкость колес, подвергнутых упрочняющей термической
обработке, должны соответствовать указанным в таблице 3
Таблица 3 - Механические свойства, твердость и ударная вязкость колес
ВременноеТвердость наУдарная вязкость KCU на
сопротивленОтносительноеглубине 30 ммобразцах при температуре
иеудлинение δ, % от поверхности 20
0
С, Дж/см
2
(кгс - м/см
2
), не
σ
В
, Н/мм
2
катания, НВменее
(кгс/мм
2
)
не менее из обода из диска
1
880—1080
122124830 (3,0)30 (3,0)
2 (93—113) 8 14 255 20 (2,0) 20 (2,0)
3 (100—115) 8 14 285 16(1,6) 16(1,6)
Примечания
1 На переходе обода в диск (точка А на рисунке 3) значения твердости должны быть не менее чем на 15
единиц ниже усредненной твердости на глубине 30 мм от поверхности катания.
2 Значения временного сопротивления образцов, вырезанных из диска, не должны превышать 80 %
значений, полученных на образцах, вырезанных из обода. Результаты испытаний факультативные.
3 Ударная вязкость на образцах из диска при температуре минус 60 °С должна быть не менее15(1,5) Дж/см
2
(кгсм/см
2
).
4 Результаты испытаний на ударную вязкость образцов из обода — факультативные.
4.15 Разница значений твердости ободьев на глубине (30 ± 1) мм по периметру колес не должна превышать
20 НВ.
4.16 На боковой поверхности обода в горячем состоянии с наружной стороны колеса на расстоянии 3—10
мм от кромки внутренней поверхности до основания знаков (цифр) маркировки наносят знаки (цифры)
высотой 10—12 мм и глубиной до 4 мм в следующем порядке:
- год изготовления (две последние цифры);
- марку стали;
- номер плавки;
- условный номер предприятия-изготовителя;
- при содержании углерода в стали более 0,63 % после марки стали колеса наносят букву «Г»; -
порядковый номер колеса по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- дополнительный код, обозначающий собственность колес стран СНГ и Балтии, наносят в двух местах.
Первое клеймо — на расстоянии 150—200 мм от основной маркировки, второе — на противоположной
стороне. Допускается нанесение знаков кода собственности в холодном состоянии после термообработки и
до 10 % месячного объема поставок без кода собственности.
Между условным номером предприятия-изготовителя и номером колеса на боковой поверхности обода
должна быть оставлена площадка для приемочных клейм потребителя. Изменение порядка маркировки не
допускается.
Две цифры маркировки колеса допускается зачищать и наносить в холодном состоянии после упрочняющей
термической обработки.
После механической обработки наружной боковой поверхности обода колеса допускается наносить всю
маркировку в холодном состоянии. В этом случае колеса маркируют до упрочняющей термической
обработки.
Удаление знаков, неправильно нанесенных горячей маркировкой, допускается обточкой или зачисткой
наждаком с последующим нанесением маркировки в холодном состоянии до упрочняющей термической
обработки или отпуска.
По согласованию изготовителя с потребителем допускается наносить дополнительные знаки маркировки.
4
5 Требования безопасности
5.1 Требования безопасности при изготовлении колес — по стандартам предприятий по безопасности и
инструкциям по охране труда в соответствии с системой стандартов безопасности труда.
5.2 Безопасность при изготовлении колес обеспечивают: соответствием производственных процессов— ГОСТ
12.3.002, режимов работы производственного оборудования — ГОСТ 12.2.003, способов безопасного
производства погрузочно-разгрузочных работ— ГОСТ 12.1.004, требований санитарной безопасности — ГОСТ
12.1.007.
5.3 Безопасность эксплуатации колес — по разделам 4, 7 и 8 настоящего стандарта.
6 Требования охраны окружающей среды
6.1 При производстве колес применяют технологические процессы, не загрязняющие окружающую среду, и
предусматривают комплекс мероприятий с целью ее охраны.
6.2 Санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005.
7 Правила приемки
7.1 Для проверки соответствия колес требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные испытания
на соответствие 3.1, 4.4—4.9, 4.12, 4.14, 4.15 настоящего стандарта в объеме, указанном в таблице 4. Таблица 4
— Виды и объем испытаний и измерений колес при приемосдаточных испытаниях
Испытания и измеренияОбъем выборкиПериодичность
испытаний
Размеры колес (3.1)Каждое колесоКаждая партия
Химический состав стали (4.4)Ковшевая пробаКаждая плавка
Загрязненность неметаллическими включениями (4.7) Одно колесо10% плавок
Массовая доля водорода (4.5) (для вакуумированнойСпециальная пробаКаждая плавка
стали)перед разливкой
стали
Макроструктура (4.6)Одно колесоКаждая плавка
Внутренние дефекты — ультразвуковой контроль (4.6) Каждое колесо Каждая партия
Качество поверхности — визуальный контроль (4.9) Каждое колесо Каждая партия
Механические свойства обода (4.14) наОдно колесоКаждая партия
четырехкратных образцах
Механические свойства обода (4.14) на пятикратныхОдно колесоНа 4 % партий
образцах
Механические свойства диска (4.14)Одно колесоНа 4 % партий
Ударная вязкость при +20 °С диска (4.14)Одно колесоКаждая партия
Ударная вязкость обода при +20 °С (4.14)Одно колесоНа 4 % партий
Ударная вязкость диска при —60 "С (4.14)Одно колесоНа 4 % партий
Твердость (4.14)Одно колесоКаждая партия
Равномерность твердости (4.15)Одно колесоНа 4 % партий
Остаточные напряжения (4.12)Одно колесоКаждая партия
Примечания
1 По требованию потребителя или при экспертизе допускается проводить химический анализ
состава стали (см. 4.4) на пробах, взятых от готовых колес.
2 Объем выборки для контроля макроструктуры, остаточных напряжений, механических
свойств, ударной вязкости диска и твердости при объеме партии колес свыше 250 шт, — по 7.4.
5