8.5 Равномерность твердости по периметру обода колеса определяют по ГОСТ 9012 на четырех поперечных
темплетах, вырезанных равномерно по окружности обода.
За твердость колеса принимают среднее значение твердости в точках 1—3, показанных на рисунке 3.
8.6 Ударную вязкость колес определяют:
- при температуре плюс (20 ± 10)
0
С — по ГОСТ 9454 на образцах типа 1 для диска и типа 8 — для обода по
среднему значению, полученному в результате испытания трех образцов;
- при температуре минус (60 ± 10) °С — на образцах размером 10 х 10 х 55 мм с надрезом радиусом 5 мм и
глубиной 2 мм по минимальному значению результатов испытаний трех образцов.
Отбор проб для определения ударной вязкости — по ГОСТ 7564. Положение образцов на перпендикулярном
сечении обода показано на рисунке 4.
8
ГОСТ 10791—2004
Образцы вырезают из диска в месте перехода диска вступицу в радиальном направлении в соответствии с
рисунком 5.
Допускается вырезать образцы из диска в месте перехода его в обод.
8.7 Отбор проб и изготовление образцов для контроля макроструктуры — по ГОСТ 10243. Оценку
макроструктуры колес проводят после травления темплетов. Допускается проводить оценку макроструктуры
по Бауману.
Проверку макроструктуры стали колес проводят по нормативно-технической документации, согласованной с
потребителем.
8.8 Ультразвуковой контроль ободьев колес проводят в двух направлениях (радиальном и осевом). Зоны
цельнокатаных колес, которые должны подвергаться ультразвуковому контролю, а также типы и размеры
эталонных отражателей и стандартных образцов регламентируют в нормативно-технической документации,
согласованной с потребителем.
8.9 Нёразрушающий контроль поверхности колес магнитопорошковым, вихретоковым либо другими
методами проводят по нормативно-технической документации, согласованной с потребителем.
8.10 Контроль загрязненности стали колес неметаллическими включениями проводят по ГОСТ 1778 (метод
LU1) по среднему баллу, отдельно по каждому виду включений. Контроль проводят на шести шлифах,
отобранных из двух радиальных поперечных сечений обода в соответствии с рисунком 6. Площадь каждого
шлифа — не менее 200 мм
2
, расстояние центров шлифов от поверхности катания и друг от друга должно
соответствовать показанным на рисунке 6 с предельным отклонением ± 5 мм.
9