Настоящий стандарт распространяется на цельнокатаные колеса (далее
— колеса) исполнений УХЛ по ГОСТ 15150 для вновь изготавливаемых
колесных пар грузовых и пассажирских тележек загонов локомотивной
тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов магистральных
железных дорог колеи 1520 мм.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕТРЕБОВАНИЯ
1.1. Колеса должны изготавливаться в соответствии с требованиями
настоящего стандарта, ГОСТ 9036, по чертежам, утвержденным в
установленном порядке.
1.2. Колеса изготавливают из стали двух марок:
1 —для пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов
электро- и дизель-поездов;
2 — для грузовых вагонов.
На предприятиях, изготавливающих колесные пары одновременно
для пассажирских и грузовых вагонов, допускается применять:
колеса из стали марки 1 взамен марки 2;
»»»2 вишен марки 1 при содержании углерода в
стали не более 0,03%. Колеса марки 2 с содержанием углерода не
более 0,63% изготавливают по требованию потребителя.
Примеру с л о в н о г о обозначенияколесаизстали марки 1:
Колесо из стали марки I ГОСТ 10791
Издание официальноеПерепечатка воспрещена
С. Издательства стандартов 1989
2—966
С. 2 ГОСТ 10791-89
1.3. Колеса должны быть изготовлены из спокойной стали, выплавленной
мартеновским, конверторным или электросталеплавильным способом.
Сталь должна быть подвергнута внепечной обработке инертным газом.
По согласованию с потребителем допускается изготовление колес из
стали без внепечной обработки инертным газом.
1.4. Химический состав стали колес, по ковшовой пробе дол жен
соответствовать нормам, указанным в табл. 1.
Т я блица 1
Примечания:
1. В стали марок 1 и 2 допускается отклонение содержания углерода ±0,02%.
2. Допускается содержание никеля. хрома, меди не более 0.25% каждого.
1..5. Колеса должны быть без остатков усадочных раковин, флокенов,
расслоений, завернувшихся и утонувших корочек.
Место расположения, размер и характер других, дефектов макроструктуры
должны соответствовать требованиям технического документа по контролю
макроструктуры и загрязненностистали.
1.6. Поверхность колес должна быть без плен, закатов, трещин, раскатанных
загрязнений. Для устранения перечисленных дефектов допускается механическая
обработка всех поверхностей по ГОСТ 9036.
Примечание. Допускается до термообработки зачистка наждаком неровностей
поверхности колес (кроме мест перехода от обода к диску), на наружной стороне
обода допускается местная зачистка дефектов глубиной до 4 мм, а на внутренней —
до 2 мм, не выводящая сечение за минимальные размеры.Шероховатость
поверхности —- Rz≤40 мкм. После термообработки допускаетсязачистки
местныхнеровностей боковыхповерхностей обода до 0,3 мм.
1.7. Поверхность колес должна быть без окалины и защищена от коррозии
Методпредотвращенияилиудаленииокалины,качествоповерхности,
допускаемые неровности и отпечаткидолжны соответствовать требованиям
технической документации, согласованной с потребителем и утвержденной в
установленном порядке.
1.8. Ободья колес должны быть подвергнуты упрочняющей термической
обработке путем прерывистой закалки и отпуска.