Колеса, принятые отделом технического контроля предприятия-изготовителя, предъявляют представителю
потребителя.
7.2 Колеса предъявляют к приемке партиями. Партию составляют из колес одного назначения,
изготовленных из стали одной плавки — ковша, повергнутых термообработке по одному режиму.
Разъединять партии колес при приемке не допускается.
Колеса, отставшие от основной партии до упрочняющей термической обработки или в процессе ее
проведения, допускается комплектовать в сборную партию числом до 50 шт.
Сборную партию комплектуют по эквиваленту «углерод плюс
1
/
4
марганца» с разницей в продолжительности
охлаждения при упрочняющей термической обработке не более 30 с. 7.3 Каждое колесо подвергают
внешнему осмотру и ультразвуковому контролю по 4.7,4.9,4.10, а также проверяют размеры по 3.1.
7.4 От каждой партии колес отбирают одно колесо от 250 шт. (2 от 251 шт. и более, 3 от 351 шт. и более и т.
д.), принятое по внешнему виду и прошедшее визуальный и ультразвуковой контроль, для проверки
макроструктуры, остаточных напряжений, механических свойств ободьев колес на растяжение, ударной
вязкости диска при температуре 20 °С и твердости. Отбор колес проводят совместно с представителем
потребителя.
7.5 Испытания на ударную вязкость ободьев колес при температуре 20 °С, дисков колес — при минус 60 °С,
механических свойств ободьев колес — на образцах с пятикратной расчетной длиной и контроль
равномерности твердости проводят на 4 % партии колес; контроль неметаллических включений — на 10 %
партий.
7.6 Химический состав стали по ковшевой пробе определяют на пробах, отбираемых по ГОСТ 7565 от
каждой плавки-ковша.
При контроле химического состава готовых колес отбор стружки или пробы проводят из средней части обода
колес или из головки образца, испытанного на растяжение. Результаты проверки распространяют на все колеса
данной плавки.
7.7 Испытания ободьев колес на растяжение проводят на одном образце. Отбор проб для испытания стали
ободьев колес на растяжение — по ГОСТ 7564.
7.8 Твердость ободьев испытывают на одном макротемплете, представляющем собой радиальное
поперечное сечение обода колес и его перехода в диск.
7.9 По согласованию с потребителем допускается контролировать поверхностные дефекты цельнокатаных
колес магнитопорошковым, вихретоковым или другими неразрушающими методами.
7.10 При обнаружении внутренних дефектов, дефектов поверхности и отклонений от размеров,
превышающих допустимые, колеса бракуют.
При неудовлетворительных результатах исследований макроструктуры и загрязненности стали
неметаллическими включениями проводят повторный контроль на удвоенном числе колес от конкретной
партии. Результаты повторного контроля распространяют на всю партию.
При несоответствии по результатам ультразвукового контроля 10 % и более колес в партии проводят
контроль макроструктуры на одном из забракованных колес для выявления природы дефектов, вызвавших
забракование.
7.11 При отсутствии в металле колес флокенов и неудовлетворительных результатах испытаний
механических свойств, ударной вязкости, твердости, сходимости обода после разрезки проводят повторные
испытания на двух колесах, отобранных от той же партии.
7.12 При неудовлетворительных результатах повторных испытаний механических свойств, ударной
вязкости, твердости (включая ее равномерность по периметру колеса), сходимости обода после разрезки и
при удовлетворительных результатах контроля макроструктуры и загрязненности стали неметаллическими
включениями для каждой партии колес проводят не более двух дополнительных термических обработок.
Допускается проведение не более трех дополнительных отпусков.
После повторной упрочняющей термической обработки или отпуска колеса подвергают испытаниям,
предусмотренным настоящим стандартом, за исключением контроля макроструктуры и неметаллических
включений. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний по одному из показателей всю
партию бракуют.
7.13 Принятые колеса маркируют клеймом потребителя.
6
ГОСТ 10791—2004
8 Методы контроля
8 1 Внешний вид колес контролируют визуально. Размеры и форму колес на соответствие требованиям ГОСТ
9036 или согласованным чертежам проверяют универсальным мерительным инструментом и контролируют
калиброванными шаблонами по ГОСТ 8.010.
8 2 Отбор проб для определения химического состава стали — по ГОСТ 7565. Определение массовой доли
химических элементов в стали - по ГОСТ 22536.0 - ГОСТ 22536.5, ГОСТ 22536.7 -ГОСТ 22536.9, ГОСТ
22536.12, ГОСТ 17745, ГОСТ 18895, ГОСТ 28033.
Химический состав стали допускается определять другими методами, не уступающими по точности
вышеуказанным.
8.3 Испытания на растяжение стали ободьев колес проводят по ГОСТ 1497 на образцах диаметром 15 мм с
расчетной длиной 60 мм и диаметром 10 мм с расчетной длиной 50 мм. Место вырезки образца показано на
рисунке 1.
Испытания на растяжение стали дисков колес проводят по ГОСТ 1497 на образцах диаметром 10 мм расчетной
длиной 50 мм. Место вырезки образцов показано на рисунке 2.
8.4 Твердость ободьев колес измеряют по ГОСТ 9012 шариком диаметром 10 мм при усилии 29430 Н (3000 кгс);
на поперечном темплете обода проводят четыре измерения в точках 7, 2, 3 и А, как показано на рисунке 3.
7