Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08.04.2019
Решение в полном объеме изготовлено 10.04.2019
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при
ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хороших Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства имущественных
отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, адрес: 664007,
Иркутская область, город Иркутск, улица Карла Либкнехта, 47)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Иркутской области (ОГРН
1033801033155, ИНН 3811020966, адрес: 664025, Иркутская область, город Иркутск,
улица Российская, 17)
третьи лица: Областное государственное казенное учреждение «Фонд имущества
Иркутской области» (ОГРН 1023801011365, ИНН 3808022890, адрес: 664007, Иркутская
область, город Иркутск, улица Партизанская, дом 1, офис 65); Служба по охране объектов
культурного наследия Иркутской области (ОГРН: 1053808131068, ИНН: 3808124637,
адрес: 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица 5 Армии, 2); Дикунов Эдуард
Евгеньевич (адрес: 664081, Иркутская область, город Иркутск, улица Красноказачья, д.
102, кв. 14)
о признании незаконным решения от 26.10.2018 № 1227/18,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: до перерыва Везинг Т.В., удостоверение, доверенность; после перерыва
Ермаков А.А., удостоверение, доверенность;
от ответчика: Бардаханов М.Р., удостоверение, доверенность;
от ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области»: Петухова Е.В., паспорт, доверенность;
от Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области: не явились,
извещены надлежащим образом;
от Дикунова Э.Е.: не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее – заявитель,
Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о
признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по
Иркутской области (далее – ответчик, УФАС по Иркутской области) от 26.10.2018 №
1227/18.
В судебном заседании 02.04.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 08.04.2019.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте
арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте
www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел».
Представитель Министерства в судебном заседании требования поддержал в
полном объеме, в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.
Представитель антимонопольного органа требования не признал, поддержав
позицию, изложенную в отзыве, указав на законность и обоснованность оспариваемого
решения.
Представитель ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области» поддержал правовую
позицию заявителя.
Представители Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской
области, Дикунов Э.Е., извещенные о дате, времени и месте судебного заседания
надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми
уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда
в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в
разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для
разрешения спора обстоятельства.
Министерство имущественных отношений Иркутской области зарегистрировано в
качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером
1083808003564.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Иркутской области из Прокуратуры
Иркутской области поступило заявление (вх. № 16580-Ф/17 от 29.12.2017, вх. № 322/18 от
16.01.2018) Дикунова Э.Е. о проведении торгов № 201117/0104198/01 по приватизации
объектов культурного наследия, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Софьи
Перовской, 34, с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).
По результатам рассмотрения указанного обращения антимонопольным органом
26.10.2018 принято решение № 1227/18, согласно которому Министерство
имущественных отношений Иркутской области, Областное государственное казенное
учреждение «Фонд имущества Иркутской области» (далее – ОГКУ «Фонд имущества
Иркутской области») признаны нарушившими часть 1 статьи 17 Закона «О защите
конкуренции» в связи с совершением действий (бездействия), выразившихся в неуказании
в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия сведений о
границах территории данного объекта.
Министерство, полагая, что решение антимонопольного органа от 26.10.2018 №
1227/18, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в
арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы
дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства,
приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения
требований о признании недействительными ненормативных правовых актов,
незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные
полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их
закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных
интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного
правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия
оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у
органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,
совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших
основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых
действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или
совершили действия (бездействие).
Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения,
которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых
участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации,
федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие
функции указанных органов органы или организации, а также государственные
внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том
числе индивидуальные предприниматели (статья 3).
Пунктами 1, 2 статьи 2 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что
антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции
Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения,
указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия организатора
торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут
быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в
торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного
нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов,
порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или
законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате
нарушения порядка организации и проведения торгов.
При этом согласно статье 4 Закона «О защите конкуренции» конкуренция -
соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями
каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в
одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при
проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к
недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Указанные в статье 17 Закона «О защите конкуренции» запреты преследуют цель
проведения торгов в равных условиях всех потенциальных участников, направлены на
обеспечение добросовестного поведения организатора и участников торгов при
проведении торгов, на обеспечение равного положения участников торгов.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный
орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица,
организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной
комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам
торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в
соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением
Министерства от 14.11.2017 № 9-п «О приватизации областного государственного
имущества» принято решение о приватизации комплекса объектов недвижимости,
расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, д. 34 и утверждении условий
конкурса. Приложением к указанному распоряжению являлось охранное обязательство на
объект культурного наследия регионального значения «Доходный дом Межетова»,
утвержденное приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской
области (далее – Служба) от 08.09.2017 № 175-спр. Данное охранное обязательство было
направлено Службой в Министерство 14.09.2017 с сопроводительным письмом № 02-76-
6427/17.
20.11.2017 ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области» на основании
распоряжения Министерства от 14.11.2017 № 9-п на сайте www.torgi.gov.ru размещено
извещение № 201117/0104198/01 о проведении конкурса по приватизации объектов,
расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, 34.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О
приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ)
на конкурсе могут продаваться акции акционерного общества либо доля в уставном
капитале общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более чем 50
процентов уставного капитала указанных обществ, либо объект культурного наследия,
включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр
объектов культурного наследия), если в отношении такого имущества его покупателю
необходимо выполнить определенные условия.
Особенности продажи объекта культурного наследия, включенного в реестр
объектов культурного наследия, на конкурсе, в том числе сроки выполнения его условий,
устанавливаются в соответствии со статьей 29 Закона № 178-ФЗ.
В силу пункта 21 статьи 20 Закона № 178-ФЗ условия конкурса должны иметь
экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем
конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона № 178-ФЗ, решение об условиях приватизации
объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия,
должно содержать информацию об отнесении такого объекта к объектам культурного
наследия, включенным в реестр объектов культурного наследия. К решению об условиях
приватизации объекта должны прилагаться копии охранного обязательства на объект
культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия,
утвержденного в порядке, предусмотренном статьей 47.6 Федерального закона от
25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации», и паспорта объекта, предусмотренного
статьей 21 указанного Федерального закона (при его наличии), а в случае,
предусмотренном пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона, - копии иного
охранного документа и паспорта объекта культурного наследия (при его наличии).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Иркутской области от
06.03.2013 № 67-пп «Об отдельных вопросах приватизации имущества, находящегося в
государственной собственности Иркутской области» (далее – Постановление № 67-пп),
приватизацию имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской
области, осуществляет Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Согласно пункту 3 Постановления № 67-пп функцию продавца осуществляет
Областное государственное казенное учреждение «Фонд имущества Иркутской области».
Постановлением № 67-пп утвержден «Порядок разработки и утверждения условий
конкурса по продаже акций акционерного общества, долей в уставном капитале общества
с ограниченной ответственностью, объектов культурного наследия, включенных в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации, порядок контроля за их исполнением и
порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий» (далее –
Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка условия конкурса разрабатываются
министерством имущественных отношений Иркутской области (далее - уполномоченный
орган) с учетом предложений исполнительных органов государственной власти
Иркутской области, к сфере деятельности которых относится планируемое к
приватизации имущество, находящееся в государственной собственности Иркутской
области (далее - имущество), с указанием условий конкурса, экономического
обоснования, этапов и сроков их исполнения, порядка подтверждения победителем
конкурса исполнения таких условий.
Согласно пункту 1 Положения о службе по охране объектов культурного наследия
Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от
09.03.2010 № 31-пп (далее – Положение) Служба по охране объектов культурного
наследия Иркутской области (далее – Служба) является исполнительным органом
государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области
сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
а так же осуществляющим государственный надзор за состоянием, содержанием,
сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов
культурного наследия в соответствии с законодательством.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 7 Положения Служба в соответствии с
возложенными на нее задачами в установленном порядке осуществляет, в том числе
подготовку и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных
владельцев объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного
наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного
(муниципального) значения.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-
ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) в охранное обязательство вносятся
сведения о границах территории объекта культурного наследия (при наличии).
Границы территории объекта культурного наследия регионального значения
«Доходный дом Межетова», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Софьи Перовской,
д. 34 лит. А, установлены приказом Службы от 23.12.2014 № 68-сп, который в силу п.4
Приказа официально опубликован.
В ходе рассмотрения жалобы Дикунова Э.Е. УФАС установлено, что в составе
конкурсной документации имелось охранное обязательство на объект культурного
наследия регионального значения «Доходный дом Межетова», утвержденное приказом
Службы от 08.09.2017 № 175-спр без указания границ территории объекта.
Впоследствии приказом Службы от 12.12.2017 № 308-спр в данное охранное
обязательство внесены изменения в части дополнения сведениями о границах территории
объекта культурного наследия, установленных приказом Службы от 23.12.2014 № 68-сп.
Приказ Службы от 12.12.2017 № 308-спр получен Министерством 12.12.2018.
Министерством указанный приказ направлен в ОГКУ «Фонд имущества Иркутской
области» 15.12.2017.
Из пояснений ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области» следует, что приказ
Службы от 12.12.2017 № 308-спр получен от Министерства 18.12.2017 – в день окончания
приема заявок на участие в торгах, в связи с чем, какие либо изменения не могли быть
учтены на этой стадии торгов.
В ходе административного расследования УФАС по Иркутской области
установлено, что в соответствии с извещением № 201117/0104198/01 прием заявок
осуществлялся с 21.11.2017 по 18.12.2017. В ходе проведения торгов ни Министерством,
ни Фондам по факту изменений в охранное обязательство продаваемого объекта какое
либо решение не принималось.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что потенциальные
участники конкурса не имели полной информации о предмете торгов.
Согласно протоколу от 22.12.2017 № 5-К/17 конкурс признан несостоявшимся, в
связи с отсутствием заявок.
По мнению антимонопольного органа, отсутствие заявок могло быть обусловлено
ненадлежащим описанием предмета торгов, а именно отсутствием в конкурсной
документации сведений о границах территории объекта культурного наследия, что
привело (могло привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции
между потенциальными участниками конкурса.
Так согласно пункту 1 статьи 5.1 Закон № 73-ФЗ в границах территории объекта
культурного наследия:
1)
на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта
культурного наследия;
2)
на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;
строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной
градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального
ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения
особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его
в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;
3)
на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места
разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям
обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить
функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Таким образом, наличие границ территории объекта культурного наследия налагает
на потенциального победителя конкурса определенные обязательства, о которых в
рассматриваемом случае ему невозможно было узнать на этапе подачи заявки на участие в
конкурсе и участии в конкурсе, в связи с недостоверностью сведений конкурсной
документации.
Суд считает, что в рассматриваемом случае недостоверность сведений конкурсной
документации могла повлиять на решение потенциальных участников принять участие в
конкурсе, поскольку не позволяла им реально оценить финансовые расходы, связанные с
участием в конкурсе и дальнейшим содержанием объекта культурного наследия.
Потенциальный участник конкурса в данном случае не обязан перепроверять
полноту и достоверность сведений, размещенных публично в извещении о проведении
конкурса, на их соответствие каким-либо иным возможным публичным источникам
информации, в отличие от доводов Министерства, что потенциальные участники имели
возможность ознакомиться с приказом Службы от 23.12.2014г. № 68-сп находящимся в
свободном доступе.
Получение потенциальным победителем конкурса охранного обязательства
отличного от того, которое содержалось в конкурсной документации, могло привести к
его отказу от заключения договора купли-продажи, что в свою очередь несет
неблагоприятные последствия в виде невозврата задатка, так как согласно пункту 11
статьи 20 Закона № 178-ФЗ при уклонении или отказе победителя конкурса от заключения
договора купли-продажи государственного или муниципального имущества задаток ему
не возвращается.
Довод Министерства, что в случае заключения договора купли-продажи объекта
культурного наследия, охранное обязательство с внесенными изменениями подлежало
передаче покупателю как неотъемлемая часть договора, не может быть принят судом,
поскольку победитель торгов заключает договор исключительно на тех условиях, которые
определены до проведения конкурса.
Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными
функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом функции
и полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту
конкуренции.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса
котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят
или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том
числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или
заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между
организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов; создание
участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам
торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в
торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к
информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка
определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса
предложений.
При этом для квалификации действий субъектов в качестве антимонопольного
нарушения по статье 17 Закона о защите конкуренции следует иметь в виду, что под
ограничением доступа к участию в торгах понимаются всякие влияющие на конкуренцию
действия, как связанные с ограничением круга лиц, допускаемых к участию в размещении
заказа на торгах, имеющие характер прямых ограничений, так и напрямую не связанные с
ограничением круга лиц, допускаемых к участию, однако косвенно влияющие на
определение состава участников торгов (косвенные ограничения).
Нераскрытие информации об условиях договора приводит к ограничению
конкуренции, поскольку приведенные доводы Министерства свидетельствует, что
проведенный конкурс предполагал определение победителя, с которым впоследствии
будут обсуждаться условия договора, в части исполнения охранных обязательств.
На основании изложенного, суд признает выводы антимонопольного органа в
оспариваемом решении, о нарушении Министерством части 1 ст. 17 Закона «О защите
конкуренции», обоснованными и соответствующими требованиям законодательства и не
усматривает нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные
полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает
решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого
доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их
совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является
законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования
следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд,
Решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в
течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.В. Назарьева