10 апреля 2019 года
Советско-Гаванский городской суд в составе председательствующего судьи Шорохова С.В.,
при секретаре Сизовой О.А.,
с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Борисов А.А., представителя административного ответчика Кравцова Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора к Администрации городского поселения «» Советско-Гаванского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании принять нормативно-правовой акт,
Установил:
Как следует из административного иска, при проведении мониторинга правоприменительной деятельности в сфере недропользования Прокуратурой установлено, что Администрацией не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусмотренного Законом о недрах.
Полагая, что бездействие Администрации является незаконным, Прокуратура обратилась в суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля органами местного самоуправления городского поселения «» Советско-Гаванского муниципального района , в результате которой выявлено, что в нарушение ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 2, 6, 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в Администрации не приняты административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля, осуществления муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей. В иске указано, что отсутствие указанных регламентов влечет неопределенность требований к организациям и гражданам, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные статьей 5 Закона о недрах и принадлежат они органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Закон N 131-ФЗ.
В соответствии со статьей 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Борисов А.А. поддержал административный иск.
В судебном заседании представитель ответчика Кравцова Н.И. иск не признала, пояснила суду, что в настоящее время добыча полезных ископаемых и строительство подземных сооружений на территории города не ведется.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части первой ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу ч. 1 и 2 ст. 27 АПК РФ Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону и иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае прокурор обращается в защиту прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности, что свидетельствует о подсудности спора Арбитражному суду.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Соответственно, к гражданам, не являющимися индивидуальными предпринимателями, положения настоящего закона применены быть не могут. Права и законные интересы граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей, непринятием административного регламента не затрагиваются.
В связи с вышеизложенным довод о том, что прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц, является несостоятельным.
Данной позиции рассмотрения вышеуказанных требований прокурора придерживается и судебная практика (на Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 309-КГ18-24503 по делу N А60-10056/2018).
Таким образом, имеются основания для прекращения производства по административному делу.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 194, ст. 199 КАС РФ, суд
Определил:
Производство по делу по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора к Администрации городского поселения «» Советско-Гаванского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании принять нормативно-правовой акт прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в вой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение 15 дней.
Судья С.В. Шорохов