ГОСТ 33976—2016
5.2 Требования к материалам для сварных конструкций
5.2.1 В сварных конструкциях железнодорожного подвижного состава используют:
- листовой, сортовой, фасонный прокат;
- гнутые (гнутосварные) профили;
- штампованные, кованые и литые детали.
5.2.2 При проектировании сварных конструкций применяют следующие основные материалы:
- для несущих конструкций рам вагонов, кузовов, рам тележек — низколегированные стали клас
сов прочности от 295 до 390 марок 09Г2, 09Г2Д. 09Г2С, 09Г2СД. 15ХСНД. 10Г2Б. 10Г2БД, 10ХСНД по
ГОСТ 19281 категорий 13.14 или 15. а также 12Г2Ф. 12Г2ФД категории 14 по нормативным документам,
действующим на территории государства, принявшего стандарт1);для корпусов котлов вагонов-цистерн
и котловых лап — стали марок 09Г2С. 09Г2СД по ГОСТ 5520 тех же категорий и классов прочности;
- для литых деталей, являющихся несущими элементами конструкций. — низколегированные ста
ли марок 20ФЛ, 20Г1ФЛ. 20ФТЛ. 20ГТЛ, 20ГЛ по ГОСТ 977, ГОСТ 21357. ГОСТ 22703 с ударной вязко
стью не менее 25 Дж/см2 при минус 60 °С и содержанием марганца не более 1.4 %, углерода в стали
марки 20ГЛ не более 0,23 %; для остальных деталей — перечисленные выше низколегированные ста
ли, углеродистые стали марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23 %;
- для коррозионно-стойких элементов конструкций (детали кузовов пассажирских и бункер
ных вагонов, баки и др.) — стали марок 12Х18Н10Т. 08Х18Н10Т, 12Х18Н9. 08Х22Н6Т. 08Х21Н6М2Т.
10Х17Н13М2Т, 10Х14Г14Н3.08Х18Г8Н2Т по ГОСТ 5632 идвухслойные стали марок 12Х18Н10Т+СтЗсп,
06ХН28МДТ+СтЗсп. 10Х17Н13М2Т+20К, 10X17H13M3T+20K, 12Х18Н10Т+09Г2С по ГОСТ 10885;
- для остальных элементов сварных конструкций — перечисленные выше низколегированные
стали категорий 2. 6. 12, 13, 14. низколегированную сталь марки 10ХНДП по ГОСТ 19281 категории не
ниже 2 толщиной до 5 мм и ГОСТ 17066. углеродистые стали марок СтЗсп по ГОСТ 380. марок 15 и 20
поГОСТ 1050.
Следует применять стальной прокат с гарантией свариваемости.
Допускается изготовление литых приварных деталей локомотивов и моторвагонного подвижного
состава из сталей марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23 %.
Допускается применение стали других марок и классов прочности при подтверждении достаточ
ного уровня усталостной прочности и хладостойкости нагруженных элементов конструкций в зонах
сварных соединений и аттестации технологии сварки. Выбор сварочных материалов производят в
за висимости от химического состава стали, ее механических свойств и условий работы конструкции.
5.2.3 Допускается применение соединений элементов из коррозионно-стойких сталей с элемента
ми из низколегированных и углеродистых сталей, соответствующих 5.2.2.
5.2.4 Марки присадочных проволок и типы покрытых электродов, применяемых при выполнении
сварных швов, рассчитываемых на прочность, должны быть указаны в чертеже сварной сборочной
единицы или другой документации.
5.2.5 Присадочные материалы, защитные газы и флюсы для сварки рекомендуется выбирать в
соответствии с приложениями А и Б.
Допускается применение других присадочных материалов, флюсов и защитных газов по результа
там аттестации технологии сварки.
5.3 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с поперечными нагрузками
на сварные швы
5.3.1 Сварные соединения несущих элементов, изготовляемых из нескольких частей, следует
выполнять двусторонними стыковыми швами с полным проплавлением. Допускаются односторонние
сварные соединения на съемной или остающейся подкладке с обеспечением полного проплавления.
При невозможности установки подкладки допускается сварка на весу с контролем 100 %длины сварно го
шва на отсутствие непроваров.
5.3.2 При стыковом соединении деталей неодинаковой толщины должен быть достигнут плавный
переход от одной детали к другой путем выполнения скоса на детали большей толщины с одной или
двух сторон до толщины более тонкой детали под углом 15° к плоскости листа или наклонного располо
жения поверхности сварного шва.
В Российской Федерации действуют ТУ 14-1-5391—99 «Прокат фасонный из низколегированной стали для
вагоностроения».
5