ГОСТ 33976—2016
4.3 При изготовлении сварных конструкций железнодорожного подвижного состава рекомендует
ся руководствоваться критериями, определяющими уровень качества сварки в соответствии с [3].
4.4 Предприятие-изготовитель в соответствии с требованиями национальных стандартов и нор
мативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1*, должно обе
спечить координацию всех относящихся к сварке действий при производстве изделий с установлением
перечня должностей и обязанностей участвующего в ней персонала.
4.5 Сварочные работы должны выполнять сварщики и сварочные операторы, прошедшие аттеста
ционные испытания. Инструкции предприятия-изготовителя на аттестационные испытания сварщиков
дуговой и плазменной сварки, а также сварочных операторов должны быть разработаны на основе
требований национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории госу
дарства. принявшего стандарт2*.
4.6 Сборку и сварку конструкций следует проводить в закрытых помещениях при положительной
температуре металла и окружающего воздуха.
5 Требования к проектированию сварных соединений и сварных узлов
в конструкциях железнодорожного подвижного состава
5.1 Общие требования
5.1.1 Проектирование сварных соединений и сварных узлов в конструкциях железнодорожного
подвижного состава следует проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
5.1.2 При проектировании сварных конструкций надлежит учитывать следующее:
- сварные соединения и сварные узлы должны удовлетворять требованиям прочности при мини
мальной металлоемкости;
- расположение сварных швов должно обеспечивать удобство выполнения сварки, обработки и всех
предусмотренных конструкторской и технологическойдокументацией видов контроля сварных соединений;
- следует применять сварные соединения с минимальной концентрацией напряжений, избегая
образования объемных напряженных зон:
- в зонах действия высоких напряжений необходимо обеспечивать плавность передачи рабочих
нагрузок по возможности без эксцентриситета сопрягаемых элементов;
- при присоединении к несущему элементу конструкции дополнительных деталей форма послед
них должна обеспечивать плавность переходов сечений в местах сварных соединений;
- для уменьшения сварочных деформаций следует располагать сварные швы по возможности
симметрично относительно центра тяжести элемента;
- в несущих элементах конструкций не допускается применение прерывистых швов, за исключени
ем приварки тонколистовых элементов, не являющихся несущими, к несущим элементам;
- в сварных конструкциях необходимо избегать возможного скопления воды и грязи, а элементы
замкнутого сечения должны быть герметизированы, или конструкцией предусмотрены отверстия для
стока воды и циркуляции воздуха;
- на сопрягаемые поверхности и поверхности деталей замкнутого профиля, изготовляемых из
углеродистых и низколегированных сталей, в сварных соединениях кузовов вагонов илокомотивов, вы
полняемых точечной контактной сваркой или дуговой сваркой точками и прерывистыми швами, следует
предусматривать нанесение антикоррозионных покрытий. Допускается не наносить антикоррозионные
покрытия на сопрягаемые поверхности деталей, располагаемых внутри кузовов локомотивов.
5.1.3 Чертежи сварных сборочных единиц должны предусматривать преимущественное примене
ние механизированной и автоматической сварки и удовлетворять требованиям технологичности кон
струкции согласно ГОСТ 14.201.
5.1.4 Чертежи сварных сборочных единицдолжны быть согласованы координатором сварки заво-
да-изготовителя или уполномоченным им лицом.
** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53525—2009 (ИСО 14731:2006) «Координация в сварке. За
дачи и обязанности».
2* В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 53690—2009 (ИСО 9606-1:1994) «Аттестационные испытания
сварщиков. Сварка плавлением. Часть 1. Стали» и ГОСТ Р 53526—2009 (ИСО 14732:1998) «Персонал, выполня
ющий сварку. Аттестационные испытания операторов сварки плавлением и наладчиков контактной сварки для
полностью механизированной иавтоматической сварки металлических материалов».
4