ГОСТ Р 56262-2014
Введение
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), современная экономика несет
значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые
возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования различных стран мира.
Несмотря на требования Соглашения по ТБТ ВТО о максимальном устранении технических
барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран, условия
доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные
препятствия для экспорта/импорта продукции. Кроме того, нужную информацию о требованиях,
содержащихся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты, добровольные
стандарты и др.), как правило, достаточно трудно идентифицировать и получить.
Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или
региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо
обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур
оценки соответствия. Далее приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам
систем технического регулирования.
В то время как тарифные барьеры были существенно сокращены во время последовательных
переговоров в рамках GATT и ВТО. обязательные технические регламенты, добровольные стандарты и
связанные с ними процедурыоценки соответствия продолжают представлять потенциально
важные препятствия для торговых отношений (технические барьеры для торговли. ТБТ). В качестве
регулирующих мер. они стремятся достигать законных целей государственной политики, таких как
общественное здоровье, безопасность и защита окружающей среды. Однако эти меры могут также
предвзято воздействовать на импорт, излишне ограничивая торговлю. Кроме того, различия в
регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия повышают затратыкомпаний,
работающих на многих рынках.
Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле (далее — Соглашение по ТБТ ВТО)
стремится гарантировать, что эти меры не создают излишних барьеров для торговли, формулируя
правила поведения для разработки, применение, уведомлений и обзора технических регламентов,
стандартов и процедур оценки соответствия для участников ВТО. Параллельно, участники ВТО все
более и более участвуют в двусторонних, региональных и многосторонних соглашениях о свободной
торговле и таможенных союзах (упомянутых здесь как «RTA»). которые часто включают также и
положения по ТБТ. Фактически. RTA. заключенные за последние десять лет, зачастую выходят за
рамки традиционных положений, затрагивающих торговлю, и преследуют «более глубокую»
интеграцию.
СоглашениепоТБТВТОпризываетправительстваиспользоватьсуществующие
международные стандарты или их части в качестве основы национальных технических регламентов и
следовать мехдународным рекомендациям и руководствам или их частям, устанавливая процедуры
оценки соответствия. Соглашение по ТБТ ВТО. однако, содержит исключения, когда международные
стандарты, руководства и рекомендации являются неэффективными или несоответствующими
достижению «поставленных законных целей» (см. 2.4 и 5.4). Кроме того, правительства должны
участвовать (в рамках имеющихся ресурсов) в разработке международными организациями по
стандартизации международных стандартов на продукцию, для которых они или приняли, или
планируют принять технический регламент, а также в разработке международных руководств и
рекомендаций для процедур оценки соответствия. Наряду с гармонизацией Соглашение по ТБТ ВТО
поощряет участников к принятию в качестве «эквивалентных» технические регламенты других стран,
если эти регламенты позволяют соответственным образом достичь целей своих собственных
внутренних регламентов (см. 2.7).
К сожалению, трудно измерить фактически достигнутый успех в области либерализации
технических барьеров в торговле, вследствие ограниченного числа научно-информационных
источников и отчетов, доступных в этой сфере, особенно в случае двусторонних соглашений о
свободной торговле. В различных проектах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничеств
(АТЭС) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проанализированы
процедуры гармонизации технических регламентов и стандартов, а также механизмы взаимного
признания процедур оценки соответствия и все это реализуется в рамках особых мероприятий по
либерализации ТБТ.
На современном этапе развития мировой торговли создание системы, позволяющей сравнивать
требования и получать информацию, является чрезвычайно актуальной задачей, которая вызывает
большой интерес у производителей и потребителей продукции во всем мире.
Наличие комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и
III