ГОСТ Р 56262-2014
6.8 Входы в регулятивную систему
Прежде чем описать множество шагов или процессов, включаемых в регламенты, следует
представить обзор некоторых элементов, на которых базируется вся система регулирования и
которые могут рассматриваться как «входы» в процессы регулирования и показаны на рисунке 2:
•ясно определенные цели для всей регулирующей системы;
•твердая правовая основа;
•доступные национальные и международные стандарты;
•кодируемые ссылки на систему стандартов;
•наилучшие международные практики.
Международные
и национапьнь’е организации
по стандартизации
Международные
организации по
стандартизации
Ноциомольные
и международные
стандарты
Законы
н регулирующие цели
Разработка регламентов, оценка
регулирующего еоздейстеня
и применение
Наилучшие
международные
практики
Рисунок 2 — Основные входы в регулятивную систему
Если регламент ссылается на стандарт, это равносильно тому, как если бы он содержал все
требования стандарта. Доступные национальные стандарты (основанные на международных
стандартах) позволяют технологическим разработкам «подпитывать» национальную регулирующую
систему,повышая,таким образом, эффективность экономических операторов и уровень
экономической интеграции. Это также помогает минимизировать различия между национальными
регламентами, которые являются одним из главных препятствий для международной торговли.
Ссылка на стандарты — важный элемент регламента, но если она сделана неуместно, то может
исключить возможность применения относительно устаревших технологий или излишне ограничить
контроль законодателя над регулируемой деятельностью. Поэтому один из рекомендуемых подходов —
ссылка на последнюю версию национального стандарта. Поскольку государственная власть
вовлечена в процесс принятия национальных стандартов, она может акцентировать внимание на
любых вопросах, возникающих в связи с принятием национальной версии стандарта. Обращаясь к
новой версии, это позволит избежать создания регулятивных требований, которые могут ущемить
конкурентоспособность отрасли.
Под международной наилучшей практикой понимают ряд документов, разработанных
международными организациями [такими как ВТО, Центр международной торговли (ITC) и
Европейская экономическая комиссия ООН (UNECE)], которые представляют международную
наилучшую практику разработки технических регламентов, доступную для использования
регуляторами, например такие документы, как Соглашение по ТБТ ВТО. Рекомендация «I.» UNECE и
«дорожная карта» по качеству ITC.
Пример — Хорошо известен пример европейской системы регулирования, основанный
на Новом подходе ЕС. Новый подход был введен Европейским советом в 1985 г. Его
основная идея — цели, преследуемые государствами-членами, в отношении безопасности и
11