ГОСТ Р 56267-2014
5.4.2 Категория 2. Прямые выбросы при горении на подвижных технических средствах
a) Идентификация источников и поглотителей ПГ
Данные выбросы обусловлены сгоранием топлива на транспортных средствах, включенных в опе
рационные границы подотчетной организации (например, на автомобилях, грузовиках, кораблях, само
летах. вилочных погрузчиках и т.д.). Выбросы при поездках на транспортных средствах, не входящие в
операционные границы организации, не рассматриваются как «прямые выбросы ПГ» и должны за
носиться в отчетах в графу «другие косвенные выбросы» в качестве выбросов, связанных с деловыми
поездками, поездками сотрудников на работу, транспортированием клиентов, перевозкой клиентов и
посетителей, с имуществом, арендованным в верхнем сегменте и т.д.
Если транспортные средства используются как для деловых, так и для частных поездок, учитыва
ется километраж только поездок первого типа. Если поездки двух этих типов сложно отделить друг от
друга, это должно быть четко указано в отчете организации.
b
) Выбор данных о деятельности, связанной с ПГ
1) Наилучший сценарий
Наиболее точные данные о деятельности - общее количество каждого вида используемого орга
низацией топлива, израсходованного на каждом транспортном средстве.
Количество топлива можно определять, считывая показания топливного расходомера или сумми
руя стоимость топлива в счетах, выставленных за анализируемый период.
2) Минимально допустимый сценарий
Если нет данных об общем количестве топлива каждого типа, подотчетная организация рассма
тривает отдельные типы транспортных средств, как минимум, отделяя друг от друга автомобили, грузо
вики. корабли и самолеты. Для каждого типа транспортных средств она оценивает полный пробег, и вы
ражает данные о деятельности либо в единицах суммарного пройденного расстояния, либо в терминах
потребления топлива.
3) Промежуточные сценарии
В зависимости от следующей разбивки данные о деятельности могут быть более конкретными
для каждого заданного типа транспортных средств.
Следует рассматривать следующие параметры;
- вид конечной используемой энергии (бензин, дизтопливо, газ. биотопливо и т.д.);
- тип двигателя (небольшой, средний, крупный и т.д.);
- дальность поездки (пригород, центр города, область и т.д.);
- тип использования (экономия топлива, быстрая езда):
- масса нагруженного транспортного средства.
c) Выбор коэффициентов выбросов.
Коэффициенты выбросов ПГ можно выразить отношением объема выбросов ПГ к количеству ис
пользованного топлива или к пробегу.
В них учитываются только прямые выбросы, вызванные оборудованием транспорта.
d) Примеры
П р и м е р 1 — В организации есть 25 идентичных грузовиков для доставки продукции и цен
тральный парк, где их заправляют из резервуаров дизельного топлива, принадлежащих организации.
Инвентаризация топлива в резервуарах проводится каждый год 31 декабря, и при этом учитываются
объемы пополнения резервуаров топливом в течение года. В конце отчетного года снова измеряется
остаток топлива и вычитается из исходного объема и объема заправок. Такой метод обеспечивает
достаточную точность «данных о деятельности» (в литрах топлива, израсходованного на заправку
грузовиков за год). В справочных таблицах приводятся коэффициенты выбросов СОр N20 и СН4 для
сгорания дизтоплива в подвижных средствах.Для преобразования из литров израсходованного топли ва
в тонны С02 нужен лишь один такой коэффициент.
В этом примере на парк из 25 грузовиков за год ушло 473125 литров топлива. Коэффициент вы
бросов С 02 не зависит от пробега грузовиков.
Суммарное значение выбросов = (473125 • 2.52)/1000 = 1192 (тС 02е). где 2.52 (кг С 02/л) - Кл -
коэффициент выбросов для сгорания дизтоплива (в любых типах грузовиков).
П р и м е р 2 — В организации используется парк различных транспортных средств. Для каждого
типа этих транспортных средств необходимо использовать свой коэффициент выбросов ПГ. В ко
эффициентах выбросов ПГ должны быть учтены основные параметры, заданные для каждого типа
транспортного средства (тип используемой энергии, тип двигателя, тип поездок, см. таблицу 6).
21