ГОСТ Р 56273.1—2014
3.2 система инновационного менеджмента (innovation management system; IMS): Множество
взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации, необходимых для выработки
политик и целей в области инноваций, а также процессов достижения поставленных целей.
4 Контекст организации
4.1 Понимание организации и ее контокста
Организация должна выявлять внешние и внутренние проблемы, соответствующие ее целям и
оказывающие влияние на ее способность решать задачи в части IMS. Организация должна оценить
границы применимости и саму возможность применимости IMS и определить ее содержание.
Организация должна регулярно изучать и анализировать внешние условия для идентификации
настоящих и будущих проблем и возможностей. Внешний анализ затрагивает следующие аспекты:
- рыночные (потребности пользователей, конкурентов, партнеров, поставщиков и т. д.);
• технические (интеллектуальная собственность, стандарты, научные разработки и т. д.);
- политические (законодательство, нормативная база, взаимодействие с государственными и
региональными органами управления и т. д.);
• экономические (макроэкономическая ситуация, финансирование, возможности снижения налогов и
т- д.);
■социальные (демография, разнообразие, тренды, жизнеспособность и т. д.).
Организация должна регулярно анализировать свои текущие и будущие возможности в части
инновационного менеджмента. Аспекты внутреннего анализа включают:
- существующая практика менеджмента и использование других стандартов систем менеджмента:
• культурные аспекты, такие как отношение людей к инновациям и обязательства по ним на
различных уровнях организации; эффективность внутреннего сотрудничества;
- аспекты практической реализуемости, такие как существующие и необходимые компетенции,
производственные мощности, оборудование и возможности вложения (инвестирования) средств
(связанные с инновациями);
- операционные аспекты, такие как модели ведения бизнеса, технологические процессы, продукты и
услуги, включая соображения устойчивого развития;
• аспекты производительности и результативности, такие как успехи и неудачи недалекого прошлого.
П р и м е ч а н и е— Для цепей настоящего раздела также важно применение стратегического и
инновационного образа мышления (см. 11.2).
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Организациядолжнаопределитьзаинтересованныестороны,связанныесIMS.
идентифицировать их потребности, ожидания и требования.
Заинтересованные стороны делятся на внешние по отношению к организации (например,
партнеры, поставщики, дистрибьюторы, исследовательские организации, заказчики и пользователи,
общественные организации и т. д.) и внутренние (например, сотрудники, высшее руководство,
подразделения организации, акционеры и т. д.).
Заинтересованные стороны нужно вовлечь в работу, проконсультироваться с ними, чтобы
идентифицировать их потребности и ожидания, которые могут быть явными или неявными. Для
организации особенно важно понять не только официально заявленные потребности заказчика и
пользователя, но также их неудовлетворенные и не подвергнутые анализу потребности.
П р и м е ч а н и е— Для целей настоящего раздела важно также рассмотрение стратегического и
инновационного мышления (см. 11.2 и 11.3).
5 Лидерство в инновациях
5.1 Разработка видения и стратегии для инноваций
Высшее руководство должно определить инновационное видение, а именно то. что данная
организация хочет достичь в рамках внедрения инноваций. Видение должно:
- установить направления инновационной деятельности и амбициозные задачи, стимулирующие
людей работать над их решением:
2