ГОСТ Р 56273.1—2014
- методы и критерии оценки и выбора идей (учитывающие, например, изучение потребностей
пользователя и маркетинговую стратегию, соответствие инновационной стратегии организации;
предлагаемый уровень новизны; юридические вопросы, устойчивое развитие и другие специальные
факторы; экономическая и техническая целесообразность; ожидаемый результат и т. д.).
Далеко не всегда возможно сразу претворить идею в жизнь. Поэтому рекомендуется
разработать эффективную процедуру сбора, регистрации и хранения и быстрого поиска и извлечения
идей и соответствующего опыта, накопленных в результате длительного процесса развития.
Как только идея выбрана (инновационное предложение утверждено), она обычно реализуется в
инновационном проекте, который также может включать формирование внешних партнерств,
альянсов, слияний и поглощений.
Разработка инновационного проекта должна соответствовать рекомендованной в организации
методологии. Это может быть поэтапный процесс {«phase gate»), процесс инновационного мышления
{см. 11.3) или комбинация этих подходов. Преимуществом поэтапного процесса является дисциплина,
которую данный процесс накладывает на процедуру разработки достаточно детального плана
проекта с четкими целями и текущими результатами, отслеживаемыми по мере реализации проекта.
На каждом этапе необходимо уточнять следующие моменты:
- цели и ожидаемые результаты этапа;
- решаемые задачи:
• необходимые ресурсы (человеческие, финансовые и производственные);
- контрольные точки, включая даты начала и окончания;
- формальные отчеты и принятие решений о целесообразности перехода от одного этапа проекта к
другому или прекращения проекта и аккумулирования опыта для будущих проектов;
■стратегию уменьшения рисков;
- инструменты и методики, стимулирующие инновации (креативность, стратегический мониторинг,
менеджментинтеллектуальнойсобственности
и т. д.; дополнительную информацию см. в разделе 11).
Если проектов несколько, то организация устанавливает интегрированное управление
портфелем проектов с учетом;
- соблюдения приоритетов в соответствии с утвержденными инновационными видением, стратегией и
целями;
- баланса краткосрочных и долгосрочных проектов, проектов с более высоким риском и менее
рискованных проектов и т. д.;
- глобального отслеживания выполнения проектов, с учетом новых условий и возможностей,
выявляемых в ходе стратегического мониторинга {см. 11.2). Особое внимание следует уделять
оценке изменения внутреннего или внешнего контекста текущего проекта;
- оптимизации использования общих ресурсов.
В соответствии с инновационной стратегией организации необходима надлежащая защита
результатов инновационного проекта и их эффективное использование.
Защита и использование результатов инновационной деятельности производится наиболее
подходящим способом в каждом конкретном случае в соответствии с утвержденными процедурами и
соглашениями, если таковые имеются.
Важным условием успеха инновации является представление ее результатов на рынке или
внедрение в технологический процесс предприятия и обеспечение окупаемости инновации.
Вывод на рынок имеет следующие этапы:
- идентификация условий использования интеллектуальной собственности (свобода действий,
возможность лицензирования, риски и т. д.) на целевых рынках;
- разработка планов маркетинга и продаж;
- обеспечение финансирования и организационных ресурсов для вывода и продвижения на рынке;
- организация производства, логистики, поддержки заказчика, обеспечение обратной связи и
необходимого обучения новым подходам.
Дальнейшее развитие инноваций включает мониторинг влияния данной инновации на бизнес, ее
жизненного цикла, совершенствование данной инновации до момента прекращения ее использования и
замены.
8