ГОСТ ISO 5496—2014
7 Форма для ответов
Следующие вопросы ставятся в форме для ответов.
- Вы ощущаете запах?
- Вы распознаете этот запах?
Дегустатора также просят назвать или описать запах или определить его ассоциацию с чем-
либо.
Кроме того, полезно оставить свободное место для замечаний со стороны дегустаторов.
П р и м е ч а н и е - Форма ответов гложет быть в печатном (как показано на примере в приложении В)
или электронном виде.
8 Оценка результатов
Инструктор оценивает результаты разными способами в зависимости от цели тестирования,
т.е. в ходе обучения (или вводного курса), практических занятий или отбора дегустаторов.
Требования, касающиеся правильного обозначения веществ, также зависят от цели теста.
Правильный ответ на инструкцию, предписывающую назвать или описать запах или установить
его связь, может быть разным в зависимости от конкретного случая:
a) на стадии вводного курса ответ может быть химическим названием (в случае, когда изве
стен), общим названием или ассоциацией или даже подходящим описательным выражением;
b
) на стадии практических занятий или отбора дегустаторов ответ может быть химическим
названием или подходящим описанием.
8.1 Вводный курс
Как только дегустаторы записали свои оценки в форму для ответов, инспектор тестирования
должен собрать их вместе и дать результаты с обозначением каждого вещества по химическому
названию или описанию.
Инспектор должен сделать вещества доступными для дегустаторов и ответить на любые по
ставленные вопросы, чтобы дегустаторы могли запомнить связь между химическим веществом и со
ответствующим запахом.
Требуется несколько занятий, чтобы дегустаторы могли распознавать большое число запахов.
На этих занятиях дегустаторы не получают оценок, но инспектор может на этой стадии делать
наблюдения, касающиеся сомнительных случаев потери обоняния.
8.2 Практические занятия
На стадии практических занятий инспектор анализирует формы с ответами каждого дегустатора.
В ходе практических занятий дегустаторы должны идентифицировать вещество по химическому
названию или описанию.
После повторных оценок необходимо сделать вывод об успехах в работе каждого дегустатора и
эффективности обучения.
8.3 Отбор
Информация о работе, полученная за период обучения, должна быть основанием для инспекто
ра тестирования запахов, чтобы исключить тех дегустаторов, которые допустили повторные ошибки.
Эта информация может быть использована для организации специализированных групп, адап
тированных к разным специальным проблемам.
6