ГОСТ Р 56075—2014
Введение
Настоящий стандарт, разработанный в соответствии с Воздушным кодексом Российской Феде
рации. Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. Ne 260ФЗ «О внесении
изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации», Федеральными авиационными правилами
РФ, Конвенцией о международной гражданской авиации. Приложением 19 ИКАО. Руководством по
управлению безопасностью (РУБ) (Doc.9859). Зе издание, устанавливает требования к системам ме
неджмента безопасности (СМБ) поставщиков обслуживания — учебным заведениям, в соответствии с
действующей Государственной программой по безопасности полетов РФ (ГосПБП) и Государствен
ной политикой в области обеспечения безопасности полетов.
Так как в настоящем стандарте речь идет о СМБ поставщика обслуживания — учебного заведе
ния. его требования, оформленные в нем относятся к элементам и компонентам системы менедж
мента безопасности, ее функциональной и организационной структуре, процессам менеджмента,
процессам производства и взаимосвязям между ними, ко всем видам привлекаемых ресурсов и ин
фраструктуре поставщика обслуживания — учебного заведения. В настоящем стандарте приведены
требования к методам и правилам выполнения управленческой и производственной деятельности,
требования к характеристикам и показателям процессов, показателям факторов опасности, показате
лям риска в различных процессах системы менеджмента, которые при взаимодействии определяют
уровень безопасности деятельности поставщика обслуживания — учебного заведения.
Деятельность по предоставлению услуги различных поставщиков обслуживания имеет объек
тивные отличия друг от друга: в структуре организации, функциональной структуре деятельности, со
держании процессов и показателях деятельности поставщиков обслуживания, проявляющиеся в без
опасности авиационной деятельности и безопасности полетов. Поэтому СМБ конкретного поставщика
обслуживания — учебного заведения должна иметь процедуры, построенные в соответствии с требо
ваниями настоящего стандарта и с учетом других конкретных нормативов авиационной деятельности по
подготовке инженерно-технического и летного персонала авиационной отрасли.
Высшее руководство, руководители подразделений и сотрудники поставщика обслуживания
(учебные заведения) для выполнения требований настоящего стандарта и других руководящих доку
ментов должны внести необходимые новые элементы в процессы своей деятельности, освоить и ис
пользовать новые принципы системы менеджмента безопасностью деятельности учебного заведения
и реализовать эффективное выполнение авиационной деятельности с учетом правовых, методологи
ческих. организационных, ресурсных и технологических аспектов менеджмента безопасности дея
тельности учебного заведения.
Согласно введенной ИКАО классификации участников авиационной деятельности СМБ должны
быть у следующих поставщиков обслуживания авиационной отрасли (Приложение 19, пункты 3.1.3 и
3.1.4):
а) утвержденные учебные организации (образовательные учреждения — для Российской Феде
рации). которые подвержены воздействию рисков для безопасности полетов, связанных с выполне
нием полетов воздушных судов в ходе предоставления им своих услуг;
б) эксплуатанты самолетов или вертолетов, имеющие разрешение на выполнение международ
ных коммерческих авиаперевозок.
в) утвержденные организации по техническому обслуживанию, предоставляющие услуги экс
плуатантам самолетов или вертолетов, выполняющим международные коммерческие авиаперевозки:
г) организации, ответственные за конструкцию типа или изготовление воздушных судов;
д) поставщики обслуживания воздушного движения (ОВД);
е) эксплуатанты сертифицированных аэродромов;
ж) эксплуатанты тяжелых или турбореактивных самолетов международной авиации общего
назначения, для которых в рамках ГосПБП требуется внедрения СМБП (не являющийся поставщиком
обслуживания).
Первой особенностью СМБ образовательного учреждения (высшего, среднего и специального)
является то. что выпускники образовательной системы будут работать во всех организациях постав
щиках обслуживания авиационной деятельности.
Их профессиональные навыки в понимании и применении методологии безопасности авиацион
ной деятельности должны быть системными и пригодными для различных специальностей руководите
лей и сотрудников различных предприятий по разработке, конструированию, испытаниям и
сертифика-
IV