ГОСТ Р ИСО 26262-3—2014
Введение
Комплекс стандартов ИСО 26262 является адаптацией комплекса стандартов МЭК 61508 и
предназначендля применения электрических и/илиэлектронных (Э/Э) систем вдорожно-транспортных
средствах.
Эта адаптация распространяется на все виды деятельности в процессежизненного цикла систем,
связанных с безопасностью, включающих электрические, электронные и программные компоненты.
Безопасность является одним из важнейших вопросов в автомобилестроении. Создание новых
функциональных возможностей не только в таких системах, как содействие водителю, силовые уста
новки. управление динамикой автомобиля, но и в активных и пассивных системах безопасности тесно
связано с деятельностью по проектированию систем безопасности. Разработка и интеграция этих
функциональных возможностей повышает необходимость использования процессов разработки
систем безопасности и обеспечения доказательств того, что все обоснованные цели системы безо
пасности выполнены.
С ростом сложности технологий, программного обеспечения и мехатронных устройств увеличи
ваются риски, связанные с систематическими отказами и случайными отказами оборудования. Чтобы
предотвратить эти риски, комплекс стандартов ИСО 26262 включает соответствующие требования и
процессы.
Безопасность системы достигается за счет ряда мер безопасности, которые реализуются с
применением различных технологий (например, механических, гидравлических, пневматических,
электрических, электронных, программируемых электронных) и применяются на различных уровнях
процесса разработки. Несмотря нато. что настоящийстандарткасается функциональной безопасности
Э/Эсистем, подход, рассматриваемыйвнастоящемстандарте, может бытьиспользовандля разработки
связанных с безопасностью систем, основанных надругих технологиях. Настоящий стандарт:
a) обеспечивает жизненный цикл систем безопасности автомобиля (менеджмент, разработку,
производство, эксплуатацию, обслуживание, вывод из эксплуатации) и поддерживает адаптацию
необходимыхдействий для выполненияэтих стадийжизненного цикла;
b
) обеспечивает разработанный специально для автотранспорта основанный на риске подход
для определения уровней полноты безопасности (уровни полноты безопасности автомобиля (УПБА)];
c) использует значенияУПБАпри спецификациисоответствующихтребований, чтобы предотвра
тить неоправданный остаточный риск;
d) устанавливает требования к мерам проверки соответствия и подтверждения, которые обес
печиваютдостижение достаточного и приемлемого уровня безопасности;
e) устанавливает требования к взаимодействию с поставщиками.
На функциональную безопасность влияют процессы разработки (в том числе спецификация
требований, реализация, внедрение, интеграция, верификация, подтверждение соответствия и
управлениеконфигурацией), процессы производства и обслуживания, а также процессы управления.
Вопросы безопасности тесно связаны с любыми опытно-конструкторскими работами, реализую
щими функционал и обеспечивающими качество создаваемых изделий, а также с результатами таких
работ. Настоящий стандарт рассматривает связанные с безопасностью проблемы, касающиеся
опытно-конструкторских работ и их результатов.
На рисунке 1 показана общая структура комплекса ИСО 26262. В нем для различных стадий
разработки изделия используетсяэталонная V-модель процесса. На рисунке 1;
- залитая область в виде символа «V» представляет взаимосвязь между ИСО 26262-3,
ИСО 26262-4, ИСО 26262-5. ИСО 26262-6 и ИСО 26262-7;
- ссылки на конкретную информациюданы ввиде: «m-п»,где «т» представляетсобой номерчасти
настоящегостандарта, а «п» указывает на номер раздела этой части.
Пример — 2-6 ссылается на пункт 6ИСО 26262-2.
IV