Приложение В
(справочное)
ГОСТ Р ИСО 26262-3—2014
Анализ опасностей и оценка рисков
В.1 Общие положения
В настоящем приложении представлен общий подход, реализуемый в методе анализа опасностей и оценки
рисков. Примеры, приведенные в В.2 (тяжесть последствий). В.З (вероятность воздействия) и В.4 (управляемость),
являются демонстрационными и не являются исчерпывающими.
В рассматриваемом аналитическом подходе риск/дописываетсякакфункция Fотчастоты появленияопасно
го события f,от способности предотвратить конкретный вред или ущерб путем своевременной реакции причастных
лиц или управляемости С и от потенциальной тяжести последствий, полученного вреда или ущерба S.
R » Я (f. С. S).
Частота появления опасногособытия /. в свою очередь, зависитот несколькихфакторов. Одними из рассмат
риваемых факторов являются частота идлительность нахождения людей в ситуации, когда вышеупомянутое опас
ное событие можетпроизойти. В настоящем стандарте используется более простая мера — вероятностьсценария
вождения, в котором может произойти опасноесобытие (называется — воздействие и обозначается £). Еще одним
фактором является интенсивность отказов устройства, которые могут привести к опасному событию (частота
отказов,
а
).
Частота отхазов характеризуется опасными случайными отказами технических средств и системати
ческими ошибками, которые остались в системе:
( * Е »>..
Метод анализа опасностей и оценки рисков используетсядля установления требований к устройству сцелью
предотвращения неоправданного риска.
Значения УПБА, полученные в результате анализа опасностей и оценки рисков, определяют минимальный
набортребований кустройству, выполнение которых обеспечивает управление или снижение вероятности случай
ных отказов аппаратных средств, а также предотвращение систематических ошибок. Интенсивность отказов
устройства не считается априорной (приоценке риска), посколькунеоправданный остаточный риск можно избежать
путем реализации результирующих требований безопасности.
Подстадия анализа опасностей и оценки рисков состоит из трех представленных ниже шагов.
a) Анализ ситуации и идентификация опасности (см. 7.4.2). Целью анализа ситуации и идентификации
опасностей является выявление случаев возможного непреднамеренного поведения устройства, которые могут
привести к опасному событию. Деятельность, связанная с анализом ситуаций и идентификацией опасностей,
требует четкого определения устройства, его функциональности и его границ. Она основана на знании поведения
устройства, поэтому информация одетальном проекте устройства не обязательно должна быть известна.
Пример— Факторы, учитываемые при анализе ситуации и идентификации опасности, могут
включать в себя:
- сценарии использования транспортного средства, например, вождение с высокой скоростью,
вождение в городе, парковка, вождение во внедорожных условиях;
- условия внешней среды, например, сцепление с поверхностью дороги, боковой ветер;
■ разумно предсказуемое правильное и неправильное использование водителем автомобиля; а
также
• взаимодействие между действующими системами.
b
) Классификация опасных событий (см. 7.4.3). Схема классификации опасности включает всебя определе
ние степени тяжести последствий, вероятности воздействия и управляемости, связанных с опасностями событий
устройства. Тяжесть последствий представляетсобой оценку потенциального вреда вконкретнойситуации вожде
ния. в то время как вероятность воздействия определяется соответствующей ситуацией. Управляемость оценива
ет. насколько легко или труднодля водителя или других участников дорожного движения избежать конкретный тип
аварии в конкретной оперативной обстановке. Для каждой опасности, в зависимости от количества связанныхс ней
опасных событий, классификация приведет к одной или более комбинации из тяжести последствий, вероятности
воздействия и управляемости.
c) Определение значения УПБА (см. 7.4.4). Определение необходимого уровня полноты безопасности авто
мобиля.
В.2 Примеры тяжести последствий
В.2.1 Общие положения
Возможные травмы в результате опасного события оцениваются для водителя, пассажиров и людей вокруг
автомобиля или лиц. находящихся вблизи автомобиля, чтобы определить класс тяжести последствий для данной
опасности. Затем, используя эту оценку, определяется соответствующий класс тяжести последствий, например,
как показано в таблице В.1.
17