ГОСТ 147-2013
дымовыми газами. Значение низшей теплоты сгорания меньше значения высшей на величину
теплоты конденсации пара, который образуется из влаги топлива и водорода органической массы,
превращающегося при горении в воду.
Масса водяного пара (кг), получаемого при горении 1 кг топлива, находящегося в
аналитическом состоянии, составляет 0.01 (W1+ 8.94 Нл), где W — массовая доля влаги, а Нл—
массовая доля водорода в топливе. Теплота конденсации пара (теплота парообразования) равна
2442 кДж/кг. Отсюда формула для расчета низшей теплоты сгорания аналитической пробы топлива в
единицах кДж’кг:
Q * - Q I - 24.42 (W° ♦ 8.94 Нл) ,(19)
где24,42 — теплота парообразования при 25 еС в расчете на 1 % выделившейся воды. кДж/кг;
8.94 — коэффициент пересчета массовой доли водорода на воду;
W — массовая доля влаги аналитической пробы. %;
Нл — массовая доля водорода в аналитической пробе. %.
Соотношение между высшей и низшей теплотой сгорания, выраженное для аналитического
состояния топлива формулой (19). справедливо для любого другого состояния топлива:
- для сухого топлива
О / = O f - 24.42 •8.94 Hd(20)
где Н* — массовая доля водорода в сухом топливе, %;
- для сухого беззольного топлива
Q ? = Q ? - 24.42 •8.94 Н**’(21)
где Н** — массовая доля водорода в сухом беззольном топливо, %;
- для рабочего топлива
Of, =(7S - 24.42 (M f +8.94Н’)(22)
где— общая влага рабочего топлива. %;
Н ’— массовая доля водорода в рабочем топливе. %.
Пересчет низшей теплоты сгорания с одного состояния топлива на другое производят по
формулам, отличным от формул пересчета других показателей качества, в том числе и высшей
теплоты сгорания. Низшую теплоту сгорания пересчитывают на различные состояния топлива в
соответствии с таблицей 3 ГОСТ 27313.
В настоящем разделе стандарта термин «низшая теплота сгорания» применен без уточнения:
при постоянном объеме (3.3) или постоянном давлении (3.4).
В приложении Б приведены формулы для расчета высшей теплоты сгорания при постоянном
давлении и низшей теплоты сгорания при постоянном объеме и постоянном давлении. Величиной,
наилучшим образом характеризующей количество теплоты, получаемое при сжигании топлива в
реальных условиях, является низшая теплота сгорания рабочего топлива при постоянном давлении
(Q[p ). Для расчета этой величины по формуле (Б.8) помимо общей влаги и содержания водорода
необходимо знать содержание азота и кислорода в топливе. Экспериментально было установлено,
что низшая теплота сгорания, рассчитанная по формуле (22). близка к величине, рассчитанной по
формуле (Б.8). Разность этих величин не превышает 50 кДж/кг. Такое незначительное расхождение
при усложнении расчета (7 р по формуле (Б.8) позволяет рекомендовать использовать эту формулу
только при необходимости получить особо точный результат, а в остальных случаях рассчитывать
величину Qпо формуле (22), приравнивая эту величину к Q’р для характеристики реальной
энергетической ценности топлив.
13 Протокол испытаний
Протокол испытаний должен содержать следующую информацию:
а) ссылку на настоящий стандарт.
б) идентификацию пробы;
в) дату испытания;
г) тип и модель калориметра, на котором произведены испытания;
23