ГОСТ IEC 61029-1—2012
3.13 двойная изоляция: Изоляция, включающая как основную, так и дополнительную изоляцию.
3.14 усиленная изоляция: Единая система изоляции частей, находящихся под напряжением,
обеспечивающая такую же степень защиты от поражения электрическим током, как и двойная изоляция
в условиях, указанных в настоящем стандарте.
Примечание — Термин «единая система изоляции» не означает, что изоляция должна обязательно
состоять из единственного слоя. Она может охватывать несколько слоев, которые нельзя испытать отдельно
как дополнительную или основную изоляцию.
3.15 машина класса I: Машина, в которой защита от поражения электрическим током обеспечи
вается как основной изоляцией, так и дополнительными мерами безопасности, при которых доступ
ные токопроводящие части соединены с защитным (заземляющим) проводом сети таким образом,
что не могут оказаться под напряжением в случае повреждения основной изоляции.
П р и м е ч а н и я
1 Для машин, предназначенных для использования с гибким кабелем или шнуром, должен быть предусмо
трен защитный провод, являющийся частью гибкого кабеля или шнура.
2 Машины класса I могут иметь части с двойной или усиленной изоляцией либо части, работающие
при безопасном сверхнизком напряжении.
3.16 машина класса II: Машина, в которой защита от поражения электрическим током обеспе
чивается как основной изоляцией, так и дополнительными мерами безопасности, такими как двойная и
усиленная изоляция, и которая не имеет защитных провода или контакта заземления.
Машина такого класса может быть отнесена к одному из следующих типов:
a)машина, имеющая прочный, практически сплошной кожух из изоляционного материала, кото
рый покрывает все металлические части, за исключением небольших деталей, таких как щитки, винты
и заклепки, которые изолированы от частей под напряжением изоляцией, эквивалентной, по крайней
мере, усиленной изоляции: такую машину называют машиной класса II с изоляционным кожухом;
b
) машина, имеющая практически сплошной металлический кожух, в которой повсюду приме
нена двойная изоляция, за исключением тех деталей, где применена усиленная изоляция, так
как применение двойной изоляции практически невыполнимо; такую машину называют машиной
класса II с металлическим кожухом:
c) машина, представляющая комбинацию типов а) и Ь).
3.17 машина класса III: Машина, в которой защиту от поражения электрическим током обе
спечивают путем ее питания от безопасного сверхнизкого напряжения и в которой не возникают-
напряжения больше, чем безопасное сверхнизкое напряжение.
Примечание — Машины, предназначенныедля работы при безопасном сверхнизком напряжении и име
ющие внутренние цепи, работающие при напряжении, которое не является безопасным сверхнизким напряже
нием, не включены в настоящую классификацию и являются предметом дополнительных требований.
3.18 сверхнизкое напряжение: Напряжение, получаемое отисточника. встроенного в машину,
и которое при работе машины наее номинальном напряжении не превышает 42 В между проводниками
и землей или для трехфазного питания не превышает 24 В между проводниками и нейтралью; цепь
сверхнизкого напряжения изолирована от других цепей только с помощью основной изоляции.
3.19 безопасное сверхнизкое напряжение: Номинальное напряжение, не превышающее
42 В между проводниками, а также между проводниками и землей, или. в случае трехфазного питания,
не превышающее 24 В между проводниками и нейтралью: при этом напряжение холостого хода не пре
вышает соответственно 50 и 29 В.
П р и м е ч а н и я
1 Если безопасное сверхнизкое напряжение получают путем преобразования более высокого напряже
ния. то это следует осуществлять посредством безопасного изолирующего трансформатора или преобразова
теля с раздельными обмотками.
2 Указанные предельные величины напряженийотносятся к работе безопасного изолирующего трансфор
матора или преобразователя, питаемого номинальным напряжением.
3 Величины напряжений для постоянного тока находятся в стадии рассмотрения.
4 Пределы напряжений ниже да В переменного тока должны оговариваться в стандартах на конкретные
виды машин, особенно, когда речь идет о непосредственном контакте с токоведущими частями.
5 Отделение от сети защитным сопротивлением не допускается.
3.20 безопасный изолирующий трансформатор: Трансформатор, входная обмотка кото
рого электрически отделена от выходных обмоток с помощью изоляции, эквивалентной, по крайней
4