ГОСТ IEC 61029-1—2012
Устройства крепления кабеля или шнура соединения типа X должны быть изготовлены так, чтобы:
- кабель или шнур не касался зажимных винтов устройств крепления, если эти винты являются
доступными металлическимичастями или находятся в электрической связи с доступными металли
ческими частями:
- кабель или шнур не зажимался металлическим винтом, который непосредственно касается
кабеля или шнура:
- элементы крепления не могли быть легко потеряны при замене кабеля или шнура, и хотя бы
одна часть их должна быть надежно закреплена на основной части машины;
- замена гибкого кабеля или шнура не требовала применения специального сконструирован
ного для этой цели инструмента;
- они были пригодны для различных типов гибкого кабеля илишнура, которые могут быть при
соединены. если машина не рассчитана только на один тип кабеля или шнура.
Устройства крепления кабеля или шнура типа X должны быть сконструированы так, чтобы обе
спечивалась их легкая замена.
П р и м е ч а н и е — Устройство крепления кабеля или шнура может быть частью сетевого выключателя.
Винты устройства крепления кабеля или шнура не должны служить для крепления другой дета
ли, кроме случаев, когда их отсутствие или неправильная установка делают машину неработоспо
собной или явно недоукомплектованной или когда элементы, закрепляемые этими винтами, не сни
маются при замене шнура.
Сальники не должны быть использованы как устройства крепления кабелей или шнуров питания.
Проверку машины проводят внешним осмотром и следующим испытанием.
Машины снабжают гибким кабелем или шнуром, а концы проводов вводят в соединительные
зажимы, причем зажимные винты, если таковые имеются, затягивают лишь настолько, чтобы
провода не могли легко изменять свое положение. Крепление кабеля или шпура выполняют обычным
способом, затягивая винты крутящим моментом, равным 2/3 момента, указанного в 27.1.
Испытания проводят сначала с гибким кабелем или шнуром наиболее легкого типа наимень
шего сечения по 25.2. а затем гибким кабелем или шнуром последующего, болов тяжелого, типа с
наибольшим предписанным сечением, кроме случая, когда машина предназначена для установки
кабеля или шнура только одного типа.
После проведения этой подготовки должна быть исключена возможность проталкивания
кабеля или шнура внутрь машины настолько, чтобы это вызвало повреждение кабеля или шнура
или внутренних частей машины.
Затем кабель или шнур подвергают 100-кратному натяжению согласно приведенной табли
це. Натяжение прикладывают в точке, расположенной в 250 мм от устройства крепления кабеля
или шнура, в наиболее неблагоприятном направлении, без рывков. Каждое натяжение должно про
должаться 1с.
Непосредственно после этого к кабелю или шнуру прикладывают в течение 1 мин крутящий
момент по таблице 9.
Т а б л и ц а 9 — Натяжение и крутящий момент, прикладываемые к кабелю
Масса машины, кг
Натяжение. И
Крутящий момент. Н м
До 1 включ.
Св. 1 до 4 включ.
Св. 4
30
60
100
0.1
026
0,35
Во время испытаний кабель или шнур не должны быть повреждены.
После испытания кабель или шнур не должны смещаться продольно более чем на 2 мм. а про
вода не должны смещаться в зажимах более чем на 1 мм. В местах соединения не должно быть
заметного натяжения.
В начале испытания для измерения продольного смещения на кабеле или шнуре в натянутом
состоянии наносят отметкуна расстоянии - 20 мм от устройства крепления.
После испытания замеряют смещение отметки на кабеле или шнуре по отношению к устрой
ству крепления в натянутом состоянии кабеля или шнура.
32