38636/2018
Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2019 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10 апреля 2019 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Орлов А.В., при ведении
протокола секретарем судебного заседания Насыровой Н.Ю., рассмотрев в
открытом судебном заседании дело
по заявлению акционерного общества «Челябинский радиозавод «Полет»,
г. Челябинск, ОГРН 1057424501254,
к – Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска,
о признании решения недействительным в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Вильчик Е.И. по доверенности № 82/2019/17 от 09.01.2019,
личность удостоверена паспортом гражданина РФ;
от ответчика: Рожкова С.П. по доверенности № 04/1 от 09.01.2019,
личность удостоверена паспортом гражданина РФ,
Установил:
акционерное общество «Челябинский радиозавод «Полет» (далее –
заявитель, АО «ЧР «Полет») 22.11.2018 обратилось в Арбитражный суд
Челябинской области с исковым заявлением к Государственному учреждению
– Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном
районе г. Челябинска (далее – Фонд) о признании недействительным решения
от 24.10.2018 №1400 в части назначения суммы санкций.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в
полном объеме. Свои требования мотивирует тем, что сведения о
застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2018 года направил в Фонд с
нарушением предусмотренного законом срока по вине ответственного
сотрудника. Факт нарушения не оспаривает, однако считает, что в
рассматриваемом случае Фондом не приняты во внимание смягчающие
обстоятельства, а сумма штрафных санкций не отвечает принципам
справедливости и соразмерности тяжести совершенного правонарушения.
Считает решение фонда в части суммы санкций незаконным и подлежащим
отмене, а сумма санкций снижению до 10 000 руб.
Ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями не
согласился. В материалы дела представил отзыв (л.д. 78-81), в котором
указывает на то, что положения закона, регулирующего ответственность за
ведение индивидуального (персонифицированного) учета не содержат норм,
обязывающих органы пенсионного фонда при вынесении решений
устанавливать обстоятельства, смягчающие ответственность, а также
позволяющие уменьшать размер санкций, предусмотренный законом.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства
в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что АО «ЧР «Полет» зарегистрировано в
качестве юридического лица за ОГРН 1057424501254, является плательщиком
страховых взносов.
21.09.2018 фонд в отношении АО «ЧР «Полет» составил акт камеральной
проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях
законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного страхования № 1400 (л.д. 8-16). В указанном акте установлен
факт предоставления страхователем 27.08.2018 сведений индивидуального
(персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль 2018 года при сроке
представления сведений не позднее 15.08.2018, то есть с нарушением
установленного законом срока.
Страхователем представлены письменные возражения с просьбой
смягчить меры наказания, указывая обстоятельства, не позволившие лицу,
ответственному за предоставление отчетности, своевременно предоставить
необходимые сведения (л.д. 17).
На основании акта вынесено решение от 24.10.2018 №1400 о привлечении
к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования. Заявителю предложено уплатить финансовую санкцию в размере
807 000 руб., по 500 руб. за каждое застрахованное лицо (1 614*500).
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в
арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев
материалы дела, считает заявленные требования подлежащими частичному
удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлены порядок и сроки
представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно
не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем,
представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц,
которые заключили договоры гражданско-правового характера, на
вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской
Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие
сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и
отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у
страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика
застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление
страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или)
недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего
Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые
санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица;
взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда
Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному
статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования».
АО «ЧР «Полет» не исполнило надлежащим образом обязанности по
предоставлению в установленный срок органам Пенсионного фонда РФ
сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), определенные
вышеуказанным Федеральным законом за июль 2018 года.
Сведения персонифицированного учета о каждом из работающих у
страхователя застрахованных лицах (1 614 застрахованных лиц) за июль 2018
года представлены страхователем с нарушением срока – 27.08.2018, при
установленном сроке – 15.08.2018. Таким образом, Фонд правомерно привлек
страхователя к ответственности.
Между тем Заявитель, полагая, что размер финансовой санкции является
чрезмерным и не отвечающим принципам справедливости, обратился в суд с
требованием о признании решения о привлечении к ответственности
недействительным в части назначения суммы штрафа. В качестве смягчающих
обстоятельств заявитель указывает на технические неполадки, на признание
факта совершения правонарушения, совершения правонарушения впервые,
совершение правонарушения не умышленно, отсутствие негативных
последствий, самостоятельное устранение нарушения и незначительный период
просрочки.
Суд, изучив материалы дела и доводы сторон, считает необходимым
уменьшить размер штрафа ввиду следующих обстоятельств.
Введение законодателем ответственности за правонарушение и
установление конкретной санкции, ограничивающей то или иное право,
возлагающее какую-либо обязанность должно отвечать требованиям
справедливости и соразмерности.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации,
содержащимся в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного
характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости,
предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за
виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного,
размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и
иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при
применении взыскания.
Конституционный Суд Российской Федерации в упомянутом
постановлении указал на необходимость соблюдения при привлечении лица к
ответственности установленных статьей 19 (часть 1) и статьей 55 (части 2 и 3)
Конституции Российской Федерации конституционных принципов
справедливости, юридического равенства, пропорциональности и
соразмерности ответственности конституционно значимым целям.
С учетом изложенного при применении ответственности, установленной
абзацем 2 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, размер штрафа, взыскиваемого со
страхователя, должен определяться на основании упомянутых принципов и с
учетом фактических обстоятельств конкретного дела.
В рассматриваемом случае размер штрафа определен Фондом в сумме
807 000 руб., что не отвечает обозначенным выше принципам назначения
наказания и подлежит снижению в 30 раз до 26 900 руб., поскольку следует
принять во внимание:
-
признание факта правонарушения и вины его совершения;
-
совершение правонарушения впервые;
-
отсутствие умысла в совершении правонарушения;
-
незначительный период просрочки (12 дней).
Поскольку решение фонда от 24.10.2018 №1400 в части 780 100 руб.,
превышающей сумму санкций в размере 26 900 руб. не соответствует
принципам соразмерности и справедливости, то оно подлежит признанию
недействительным в указанной части.
То обстоятельство, что Закон № 27-ФЗ не предусматривает возможность
применения смягчающих ответственность обстоятельств, не является
основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку
снижение размера взыскиваемого штрафа является правом суда, занимающего
особую роль как независимого и беспристрастного арбитра и наиболее
компетентного в сфере определения правовой справедливости органа
государственной власти.
Заявителем при обращении с настоящим заявлением была уплачена
государственная пошлина в размере 3 000,00 руб., что подтверждается
платежным поручением от 07.11.2018 № 7960 (л.д. 7). Поскольку заявленные
требования удовлетворены частично, государственная пошлина подлежит
возмещению ответчиком по правилам ст. 110 АПК РФ в размере 3 000 руб.
Поскольку дело рассмотрено по существу, обеспечительные меры,
принятые определением суда от 30.11.2018, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Государственного учреждения –
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе
г. Челябинска о привлечении страхователя к ответственности за совершение
правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об
индивидуальном (персонифицированном) учете обязательного пенсионного
страхования от 24.10.2018 № 1400 в части привлечения акционерного общества
«Челябинский радиозавод «Полет» к ответственности в виде штрафа в сумме
превышающей 26 900 руб.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска в пользу
акционерного общества «Челябинский радиозавод «Полет» госпошлину в
размере 3 000 руб.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного
суда Челябинской области от 30.11.2018 по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства
в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его
принятия (изготовления в полном объёме) через Арбитражный суд
Челябинской области.
Судья А.В. Орлов