Резолютивная часть определения объявлена 10 апреля 2019 года
Полный текст судебного акта изготовлен 11 апреля 2019 года
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Холиной Д.Д..,
рассмотрев в судебном заседании 10 апреля 2019 года заявление Министерства финансов
Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской
области об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда
Самарской области от 08.10.2018 по делу №А55-13583/2018
по иску акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест
Промышленного района"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Самарской области
о взыскании 26 627,98 руб.
представители сторон и УФК по Самарской области не явились, извещены.
Установил:
акционерное общество «Производственный жилищно-ремонтный трест
Промышленного района» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным
имуществом в Самарской области о взыскании 26 627 руб. 98 коп., в том числе 25 746 руб.
64 коп. неосновательного обогащения, 881 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими
денежными средствами, а также 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2018 взыскано с
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны
Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Производственный жилищно-
ремонтный трест Промышленного района" 26 627,98 руб., в том числе 25 746,64 руб.
неосновательного обогащения, 881,33 руб. процентов, а также 2000 руб. расходов по
оплате государственной пошлины.
На основании указанного решения 13.01.2019 выдан исполнительный лист серии
ФС 026994665.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального
казначейства по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с
заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда
Самарской области от 08.10.2018 по делу №А55-13583/2018.
Определением суда от 15.03.2019 заявление принято к производству, назначено
судебное заседание.
Представители сторон и УФК по Самарской области, извещенные надлежащим
образом в судебное заседание не явились.
Истец и ответчик представили отзывы на заявление, в которых просили отказать в
удовлетворении заявленных требований.
А55-13583/2018 2
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный
суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2018 взыскано с
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны
Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Производственный жилищно-
ремонтный трест Промышленного района" 26 627,98 руб., в том числе 25 746,64 руб.
неосновательного обогащения, 881,33 руб. процентов, а также 2000 руб. расходов по
оплате государственной пошлины.
Статьей 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные
акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти,
органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и
граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств,
затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный
лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе
изменить способ и порядок его исполнения.
При этом данная мера является исключительной, применяемой при наличии
неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Изменение
способа исполнения судебного акта не должно изменять содержание судебного акта.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 г.
№467-0 указано, что АПК РФ не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки
или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают
критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта,
предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их
наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О
некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса
Российской Федерации» при удовлетворении соответствующего требования в
резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств
за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, фактически взысканная денежная сумма подлежит взысканию
исключительно за счет казны Российской Федерации, о чем суд должен указать в
резолютивной части. Не имеет значения были ли выделены денежные средства
распорядителю бюджетных средств, поскольку Территориальным управлением не были
исполнены соответствующие обязательства по оплате коммунальных услуг.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в
Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности
Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на
праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономной области, автономным округам
(собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за
государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и
распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296 ГК РФ).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не
закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют
государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской
Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области,
автономного округа.
В соответствие с ч.3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов
А55-13583/2018 3
Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.
125
ГК РФ.
Согласно ч.1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде
органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов.
В силу п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению
государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №
432, Территориальное управление осуществляет в порядке и пределах, определенных
федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия
собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных
предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных
(хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющую
государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального
имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального
имущества.
Пунктом 4 вышеизложенного положения Росимущество осуществляет свою
деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные
организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из вышеизложенного следует, что полномочия собственника в сфере управления
имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные
органы.
В соответствии с ч.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель
средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета
муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве
представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской
Федерации, муниципальному образованию.
Частью 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исполнение судебных
актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом
(решением) о бюджете. Судебные акты по искам к РФ о взыскании денежных средств за
счет казны РФ в силу ст. 165, 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполняет Минфин России,
на что федеральным бюджетом предусмотрены ассигнования на исполнение судебных
актов о взыскании денежных средств за счет казны РФ.
Статья 166.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливает бюджетные полномочия
Федерального казначейства по управлению операциями со средствами на едином счете
федерального бюджета, к которым относится открытие и ведение лицевых счетов для
учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и
администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных
распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета,
осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным
распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах
Федерального казначейства в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством
Российской Федерации.
Согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций
казенных учреждений включает:
-
оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления,
А55-13583/2018 4
лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные
должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности,
государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников,
командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными
контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми
актами;
-
закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
(муниципальных) нужд;
-
уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему
Российской Федерации;
-
возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его
деятельности.
В соответствие с ч.2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение
деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В настоящее время принят и действует Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ
(ред. от 03.07.2018) «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и
2020 годов», согласно которому денежные средства на оплату содержания нежилых
помещений, не предусмотрено.
Бюджетной сметой на 2018 год финансирование взысканных расходов
состоявшимися судебными актами не предусмотрено.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные федеральным бюджетом на основании
Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О федеральном
бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотренные на
прочую закупку товаров и услуг для Росимущества, не могут быть освоены
Территориальным управлением в целях исполнения судебных актов, поскольку это
противоречит вышеназванным законам.
Аналогичный правовой вывод содержится в определении Арбитражного суда
Самарской области от 07.07.2017 по делу №А55-29285/2015, оставленного без изменений
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017.
В соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью
20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органы
Федерального казначейства организуют исполнение исполнительных документов,
предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных
(автономных) учреждений.
Пунктом 1 статьи 242.3 Кодекса установлено, что исполнительный документ,
предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по
денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется
в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств
федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов
федерального бюджета.
В силу части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя,
должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить
исполнительное производство, возбужденное судебным приставом - исполнителем на
основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях,
предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Заявитель не привел оснований для приостановления исполнительного
производства.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявления Министерства
А55-13583/2018 5
финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по
Самарской области об изменении способа и порядка исполнения решения, а также
заявления о приостановлении исполнения решения арбитражного суда следует отказать.
Руководствуясь ст. 184, 185, 324, 327 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд
Определил:
В удовлетворении заявления отказать.
Настоящее определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный
апелляционный суд, г. Самара, в течение месяца со дня его вынесения с направлением
апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья / Л.Л. Ястремский