Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
А.А.
Толстовой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Харитонова Александра Павловича (ИНН
663300052465, ОГРНИП 304663330900079)
к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области (ИНН
6633007910, ОГРН 1026601870811)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно
предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №
19 по Свердловской области
о признании незаконным действия.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя – А.Ю. Тимофеева, представитель, доверенность от 12.02.2019;
от заинтересованного лица – не явились;
от третьего лица: не явились.
Заинтересованное лицо, третье лицо о времени и месте рассмотрения
дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения
информации на сайте суда. В материалах дела имеется ходатайство третьего
лица о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии со
ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело
рассматривается в отсутствие их представителей.
Объявлен состав суда. Права и обязанности разъяснены. Отвода составу
суда, иных ходатайств не заявлено.
Согласно ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица,
участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в
предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте
судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и
ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их
отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и
открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если
в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение
данного дела.
Поскольку отсутствующие в заседании заинтересованное лицо и третье
лицо извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и
не представили возражений против перехода к судебному разбирательству в
данном судебном заседании, суд с согласия представителя заявителя завершает
предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой
инстанции.
Индивидуальный предприниматель Харитонов Александр Павлович
(далее-ИП Харитонов А.П., предприниматель, заявитель) просит признать
незаконными действия Государственного учреждения – Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской
области (далее –заинтересованное лицо, ГУ УПФР в городе Сухом Логу
Свердловской области) по отказу в возврате излишне уплаченных страховых
взносов за 2014 год в размере 113 796 руб. 85 коп., за 2015 год в размере 87 952
руб. 35 коп. и обязать заинтересованное лицо устранить допущенные
нарушения путем принятия решения о возврате излишне уплаченных
страховых взносов за 2014 год в размере 113 796 руб. 85 коп., за 2015 год в
размере 87 952 руб. 35 коп. Кроме того, заявитель просит взыскать с
заинтересованного лица расходы на оплату услуг представителя в сумме 25000
руб.
Заинтересованное лицо требования не признало.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, арбитражный
суд
Установил:
ИП Харитонов А.П. обратился в ГУ УПФР в городе Сухом Логу
Свердловской области с заявлением о возврате излишне уплаченных
страховых взносов за 2014, 2015 годы.
Заинтересованное лицо отказало в проведении перерасчета., о чем
вынесены письма №№ 55,56 от 22.01.2019
Полагая, что действия ГУ УПФР в городе Сухом Логу Свердловской
области об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за
2014, 2015 г.г. являются незаконными, ИП Харитонов А.П. обратился с
заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый
ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному
нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании
акта государственного органа и органа местного самоуправления
недействительным (решения или действия – незаконным) являются
одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту
(незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых
законом интересов гражданина или юридического лица в сфере
предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым
органам полномочий по администрированию страховых взносов на
обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты
(перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды,
подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января
2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской
Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых
взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1
января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного
фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской
Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления
(заявления, представленного в электронной форме с усиленной
квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным
каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных)
сумм страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от
03.07.2016 №250-ФЗ).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых
взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1
января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых
взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие
до 1 января 2017 года (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ на следующий день
после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных)
страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской
Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации
направляют его в соответствующий налоговый орган.
Заявителю отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных
страховых взносов.
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от
24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена
обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме
уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается
пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за
установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. (ст. 25
Федерального закона № 212-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками
страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с
федеральными законами о конкретных видах обязательного социального
страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели,
адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица,
занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации
порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие
выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном
законе о конкретном виде обязательного социального страхования не
предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых
плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных
вознаграждений физическим лицам, был установлен статьей 14 Закона N№
212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают
соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в
фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2
настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ установлено, что размер
страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в
следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае,
если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не
превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как
произведение минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются
страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего
Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода
плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000
рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение
минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на
начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и
тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона,
увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика
страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При
этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого
как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным законом на начало финансового года, за который
уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12
настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения
положений части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ доход для плательщиков
страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц,
учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской
Федерации (ч. 8).
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы
определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса
Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как
денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению,
уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона №N 212-ФЗ, налоговые органы
направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о
доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный
период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15
июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной
даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют
сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за
расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не
позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30
ноября 2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст.
14
Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского
страхования" и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается
вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате
индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не
производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему
конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового
регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального
предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину
фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,
непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с
установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления
и уплаты НДФЛ.
Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики,
применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением
налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему
усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы,
уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для
определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые
может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при
определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной
системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,
уменьшенные на величину расходов, при определении объекта
налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии
со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения
плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта
налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему
налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на
величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской
Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П правовая позиция
подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих
уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную
систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода,
уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину
фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,
связанных с извлечением дохода. Указанная правовая позиция изложена в
Определении Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ16-16937 и
отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации
№3 (2017) (п.27).
Таким образом, в целях определения фондом размера подлежащих
уплате заявителем страховых взносов за 2014, 2015 годы подлежала учету
информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на
величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода,
отраженных в налоговых декларациях за 2014, 2015 годы.
Согласно данным налоговых деклараций общая сумма дохода
предпринимателя за 2014 год составила 12 211 382 руб., сумма расходов –
11 379 685 руб., налоговая база - 831 697 руб.; за 2015 год- сумма дохода
9 732 152 руб., сумма расходов -8 795 235 руб., налоговая база -936 914 руб.
Таким образом, размер страхового взноса в Пенсионный фонд
Российской Федерации в 2014 с доходов, превышающих 300 000 руб. составил
5 316 руб. 97 коп.; за 2015 г. -6 369 руб. 17 коп.
Вместе с тем, заявителем произведена оплата страховых взносов за 2014
в сумме 136 442 руб. 30 коп.; за 2015 г. в сумме 112 932 руб. 32 коп., что
подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не оспаривается.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об излишней
уплате предпринимателем страховых взносов за 2014 в размере 113 796 руб. 85
коп.; за 2015 в размере 87 952 руб. 35 коп.
Поскольку факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов
за 2014, 2015 года подтверждается материалами дела, у заинтересованного лица
отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении возврата
заявителю имеющейся переплаты.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании подлежит
удовлетворению.
Также заявитель просит взыскать с заинтересованного лица расходы на
оплату услуг представителя в размере 25000 руб.
В соответствии со ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее АПК РФ) судебные расходы состоят из
государственной пошлины и судебных издержек.
Статья 106 АПК РФ относит к судебным издержкам, связанным с
рассмотрением дела в арбитражном суде, денежные суммы, подлежащие
выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с
проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг лиц,
оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы,
понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в
арбитражном суде.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами,
участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются
арбитражным судом со стороны.
Таким образом, общий принцип распределения судебных расходов, к
которым в силу приведенной выше ст. 101 АПК РФ относятся и судебные
издержки, - взыскание их с проигравшей стороны в пользу выигравшей.
Помимо изложенного при взыскании расходов на оплату услуг представителя,
понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, суд также
оценивает разумность этих расходов (ч. 2 ст. 110 АПК РФ).
В подтверждение факта несения представительских расходов в сумме
25000 руб. заявителем подписанный с ИП Тимофеевым А.Ю. договор на
оказание юридических услуг от 24.01.2019, счет на оплату № 3 от 24.01.2019,
платежное поручение № 1752 от 28.01.2019 на сумму 25000 руб.
Учитывая фактически оказанные услуги, категорию спора, объем
совершенных действий, суд полагает, что требование заявителя о взыскании с
заинтересованного лиц расходов на оплату услуг представителя подлежат
удовлетворению в размере 25000 руб.
Достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих
чрезмерность расходов, заинтересованным лицом в материалы дела не
представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации). Возражений также не заявлено.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат
удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
1.
Требования заявителя удовлетворить.
2.
Признать незаконными действия Государственного учреждения -
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сухом Логу
Свердловской области по отказу в возврате Индивидуальному
предпринимателю Харитонову Александру Павловичу излишне уплаченных
страховых взносов за 2014 год в размере 113 796 руб. 85 коп., за 2015 год в
размере 87 952 руб. 35 коп.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области устранить
допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпри-
нимателя Харитонова Александра Павловича в течение 10 дней со дня
вступления настоящего решения в законную силу путем принятия решения о
возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 113 796
руб. 85 коп., за 2015 год в размере 87 952 руб. 35 коп. и направления данного
решения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по
Свердловской области.
3.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с
Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации в городе Сухом Логу Свердловской области (ИНН 6633007910,
ОГРН 1026601870811) в пользу Индивидуального предпринимателя
Харитонова Александра Павловича (ИНН 663300052465, ОГРНИП
304663330900079) 300 (триста) руб., в возмещение расходов по уплате
государственной пошлины; 25000 (двадцать пять тысяч) – в возмещение
расходов на оплату услуг представителя.
4.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной
инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная
жалоба также может быть подана посредством заполнения формы,
размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет»
http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства
информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно
получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
http://17aas.arbitr.ru.
6.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа
канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел»
в карточке дела в документе «Дополнение».
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со
дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии
судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем
заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации
через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и
исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети
«Интернет» либо по телефону Горячей линии 371-42-50.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда
в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего
дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с
уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит
апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке
упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после
вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная
информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена
в карточке дела «Дополнение».
Судья Н.И. Ремезова