Судья Арбитражного суда Сахалинской области Киселев С.А.,
ознакомившись с заявлением государственного учреждения - Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской
области к обществу с ограниченной ответственностью «Звезда» о выдаче
судебного приказа на взыскание финансовой санкции в размере 500 рублей по
статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования» за несвоевременное представление сведений индивидуального
(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного
страхования по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года,
Установил:
УПФР по Охинскому району Сахалинской области (далее – управление,
взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с указанным
заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ООО «Звезда» (далее –
общество, страхователь).
Ознакомившись с заявлением управления и приложенными к нему
документами, суд приходит к выводу о том, что оно подлежит возвращению в
силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 229.1 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) под судебным приказом
понимается судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании
заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя,
предусмотренным статьей 229.2 настоящего Кодекса.
Исходя из правового смысла пункта 3 статьи 229.2 АПК РФ, в порядке
приказного производства подлежат рассмотрению требования о взыскании
обязательных платежей и санкций, обладающие признаками индивидуальной
безвозмездности для их плательщиков, подлежащие перечислению в бюджет
соответствующего фонда и предназначенные для обеспечения прав
2 1111201_867026
застрахованных лиц на получение страхового обеспечения (по обязательному
пенсионному страхованию, медицинскому страхованию и др.), то есть
имеющие публично-правовую природу.
Судебный приказ может быть выдан только по бесспорным требованиям,
не предполагающих какого-либо спора о праве, поскольку бесспорность
требований является основной предпосылкой осуществления приказного
производства.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами
положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном
производстве» разъяснено, что заявление о выдаче судебного приказа должно
содержать обязательные сведения, указанные в статье 229.3 АПК РФ.
Взыскатель обязан приложить к заявлению о выдаче судебного приказа
документы, указанные в пунктах 1 - 5, 9 части 1 статьи 126 АПК РФ (часть 5
статьи 3 АПК РФ).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 229.3 АПК РФ в заявлении о выдаче
судебного приказа должны быть указаны, в том числе, документы,
подтверждающие обоснованность требований взыскателя.
По правилам части 2 статьи 229.5 АПК РФ судебный приказ выносится без
вызова взыскателя и должника и без проведения судебного разбирательства.
Суд исследует изложенные в направленном взыскателем заявлении о выдаче
судебного приказа и приложенных к нему документах сведения в обоснование
позиции данного лица и выносит судебный приказ на основании
представленных документов.
Таким образом, суду не предоставлено право запрашивать (истребовать) у
сторон дополнительные документы в случае рассмотрения заявления в порядке
приказного производства.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 24 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых
вопросах применения судами положений Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации о приказном производстве».
Следовательно, заявленное требование о выдаче судебного приказа должно
быть надлежащим образом обосновано с тем, чтобы арбитражный суд при
решении вопроса о выдаче судебного приказа мог установить бесспорность
требования взыскателя, которая является основной предпосылкой
осуществления приказного производства.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в редакции,
действующей с 1 января 2017 года, страхователь ежемесячно не позднее 15-го
числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о
каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших
3 1111201_867026
договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются
выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об
отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы,
искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о
предоставлении права использования произведения науки, литературы,
искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению
правами, заключенные с организацией по управлению правами на
коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального
лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер
налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об
идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо
представление им неполных и (или) недостоверных сведений,
предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому
страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в
отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и
уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с
соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39
Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного)
учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда
России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), в случае
самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае
обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными
сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного
фонда Российской Федерации.
При этом абзац 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ и пункт 37 Инструкции
№ 766н нормативно закрепляют, что при обнаружении в представленных
страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия
индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской
Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным
Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается
уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и
несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте
заказным письмом или передается в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления
территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о
представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный
орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные
сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных)
индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых
4 1111201_867026
территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации
страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в
индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих
дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю
финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции № 766н).
В целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает
режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская
привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом
исправить ошибки.
Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, основанием
для обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на
взыскание финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства
об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного
пенсионного страхования (за предоставление неполных (недостоверных)
сведений о застрахованных лицах), послужило решение управления от
20.12.2018 № 074S19180007987, принятое по результатам проведенной
проверки представленных обществом форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, в результате
которой установлено, что сведения об одном застрахованном лице, указанном в
отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, отсутствуют в отчете по форме СЗВ-
М за ноябрь 2017 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ошибки в отчете по
форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года выявлены управлением, следовательно, в
силу вышеназванных нормативных требований страхователю должно быть
вручено/направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней
имеющихся ошибок.
Вместе с тем такое уведомление суду не представлено и о его фактическом
наличии из представленных материалов не усматривается.
Отсутствие в заявлении и приложенных к нему документах сведений о
направлении или ненаправлении в адрес страхователя уведомления об
устранении имеющихся расхождений (ошибок) исключает возможность
проверить соблюдение органом контроля процессуальных требований в целях
соблюдения прав страхователя, что имеет существенное значение при
рассмотрении заявленного управлением требования о взыскании финансовой
санкции.
Следовательно, управлением в нарушение требования пункта 5 части 2
статьи 229.3 АПК РФ не представлены документы, подтверждающие
обоснованность требования взыскателя, а именно: уведомление об устранении
в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок.
Кроме того, в нарушение пункта 3 части 2 статьи 229.3 АПК РФ в
заявлении о выдаче судебного приказа не указаны ИНН и ОГРН в отношении
должника организации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 229.4 АПК РФ арбитражный суд
возвращает заявление о выдаче судебного приказа в случае нарушения
требований к форме и содержанию заявления о выдаче судебного приказа,
5 1111201_867026
установленных статьей 229.3 названного Кодекса, а также в случае, если не
представлены документы, подтверждающие обоснованность требования
взыскателя.
В силу пункта 23 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 62
основания для возвращения заявления о выдаче судебного приказа либо для
отказа в его принятии подлежат выявлению арбитражным судом в трехдневный
срок со дня поступления заявления в арбитражный суд (часть 4 статьи 229.4
АПК РФ).
Истечение указанного срока не лишает судью права вынести определение о
возвращении заявления о выдаче судебного приказа либо определение об
отказе в его принятии при выявлении оснований, препятствующих вынесению
судебного приказа.
Таким образом, представленное управлением заявление о выдаче
судебного приказа в отношении предпринимателя подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 184, 185, 229.4 АПК
РФ, суд
Определил:
Заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области о выдаче
судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью
«Звезда» финансовой санкции в размере 500 рублей по статье 17 Федерального
закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несвоевременное
представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в
системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за ноябрь
2017 года возвратить заявителю.
Разъяснить государственному учреждению - Управлению Пенсионного
фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области, что
в соответствии с частью 2 статьи 229.4 АПК РФ возвращение заявления о
выдаче судебного приказа не является препятствием для повторного обращения
взыскателя в арбитражный суд с заявлением к тому же должнику, с тем же
требованием и по тем же основаниям после устранения допущенного
нарушения.
Определение может обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд
через Арбитражный суд Сахалинской области в течение пятнадцати дней со
дня его вынесения.
Судья С.А. Киселев