ГОСТРМЭК 61160—2006
10.2 Отдельные специалисты
10.2.1 Специалист по безотказности
Специалист побезотказностидолжен обращать внимание на следующее:
- требования безотказности[напримертребованияк средней наработкенаотказ(MTBF1>),средне
му времени до первогоотказа (MTTFF2>), интенсивности отказов, среднемуресурсу];
- сравнение фактических или прогнозируемых показателей безотказности продукции или процес
са во время анализа проекта с установленными требованиями, включая допуски, модели и источники
данных:
- удовлетворение целей безотказности истоимости в пределах плана проекта;
- наиболее вероятные причины отказов продукции [например главныедесять причин, идентифи
цированных методом анализа видов ипоследствий потенциальныхотказов
(FMEA)
и/или методом ана
лиза дерева неисправности
(FTA)j;
- действия по повышению надежности, например повышение безотказности компонентов, замена
иснижение номинальных характеристикокружающей среды иих контроль;
- специальные производственные процессы, необходимые для достижения указанной безотказ
ности. включая пошаговое тестирование воздействий окружающей среды, разбраковку ианализ;
- транспортную упаковку, требования к транспортировке и хранению для обеспечения безотказ
ности компонентов, соответствующей безотказности продукции;
- транспортную упаковку, ограничения по транспортировке и хранению, затрагивающие безотказ
ность продукции;
- соответствие сроков хранения продукции установленным требованиям, учитываядопуски, моде
ли иисточникиданных:
- хронологические данные о показателях безотказности аналогичных и конкурентных продукции
или процессов;
- результат воздействия инсталляции итехническогообслуживания на безотказность;
- результат воздействия пользователя на безотказность;
- предполагаемый план определительных и контрольных испытаний на безотказность (число
испытуемых объектов, продолжительность испытаний, условия испытаний, стадию жизненного цикла,
на которой проводятся испытания).
10.2.2 Специалист по техническому обслуживанию
Специалист по техническомуобслуживаниюдолжен обратить внимание на следующие аспекты:
- анализстратегии технического обслуживания по стадиям иуровням технического обслуживания
в соответствии с требованиями технических условий иэксплуатационными требованиями;
- использование ремонтопригодногооборудования, выгодуириски, связанныесидентификацией,
взаимозаменяемостью, требования по обеспечению легкости осмотра и обслуживания, подвижности,
транспортную упаковку и маркировкудиагностического оборудования;
- обнаружение и диагностику неисправностей при помощи встроенного, съемного и общего диаг
ностическогооборудования;
- обеспечение условийдля неразрушающего технического контроля и измерений.
10.2.3 Специалист по ремонтопригодности
Специалист по ремонтопригодностидолженобратить вниманиена следующие аспекты:
- требования ремонтопригодности на каждой стадии и уровне технического обслуживания, вклю
чая любые количественные требования, представленные с помощью среднего времени восстановле
ния (MTTR3>) итрудоемкости восстановления (ММН4));
- прогноз и совместимость требований ремонтопригодности с требованиями проекта или сравне
ние требуемого уровня ремонтопригодности объекта в целом и его составных частей с их фактической
ремонтопригодностью;
- анализ проектной ремонтопригодности, например анализ компромиссных решений по отноше
нию к требованиям безотказности, ремонтопригодности, технического обслуживания, доступности и
диагностического оборудования;
- верификацию ремонтопригодности путем испытаний наремонтопригодность:
" MTBF — mean operating lime between failures.
2)MTTFF — mean time to first failure.
3 MTTR — mean time to restoration.
4 MMH — maintenance manhours.
16