ГОСТ Р 54598.2—2013
16
В.5 Методы оценки и менеджмент задач устойчивого развития в области снабжения
При определении подхода к оценке/менеджменту поставщиками и потенциальными поставщиками должны
учитываться следующие аспекты:
a) степень значимости товаров/услуг поставщика для закупочной организации;
b) уровень затрат с учетом величины поставщика, с целью определить степень влияния, которое может быть
оказано;
c) важные задачи, связанные с социальными, экономическими, экологическими и природными ресурсами и
связанными с ними рисками, касающимися товара/услуги;
d) классификация поставщиков по отраслям, типам товаров или услуг в целях разработки подходящих
средств для коммуникации/привлечения.
Организация должна выбрать из соответствующих подходов, инструментов и методов такие, которые позво-
лят провести оценку и управлять устойчивым снабжением. К ним относятся:
1) системы взвешивания/оценки — методы количественной и качественной оценки преимуществ предло-
женных решений по КПЭ;
2) оценка жизненного цикла и расчет затрат для всего жизненного цикла: фактическое воздействие товаров
и/или услуг на основании «пожизненного» подхода, т.е. холистического подхода, который оценивает экологические
и потенциальные воздействия, связанные с производством, использованием и утилизацией товара;
3) экологическая иерархия закупок — «пересмотр, уничтожение, уменьшение, повторное использование,
переработка, утилизация», поход, предусматривающий минимизацию воздействия природных ресурсов, который
подобен иерархии удаления отходов;
4) деловая этика поставщика — может применяться подрядными организациями как гарантия того, что их
поставщики соответствуют социоэтическим требованиям, предъявляемым к системе устойчивого снабжения, а так-
же экологическим аспектам;
5) передовой опыт в отрасли — стандарты менеджмента устойчивого развития для конкретных отраслей
промышленности, установленные в отрасли и отражающие отраслевую оценку соответствующих уровней эффек-
тивности;
6) максимальная отдача от расходов (используя определение, данное правительством Великобритании),
это оптимальная комбинация затрат и выгод за весь период жизненного цикла, которая отвечает требованиям
заказчика. Данный подход позволяет учитывать показатели устойчивого развития и качества при рассмотрении
вариантов оказания услуг.
В.6 Развитие диалога с поставщиками
Существуют два основных подхода, которые могут быть использованы для установления целей устойчивого
развития для поставщиков: «командно-административный» и «партнерский».
Этот подход предполагает тесное управлениe и регулированиe поставщиков и включает в себя использова-
ние контрактa, который включает в себя стандарты и контрольные списки, соблюдения которых организации могут
требовать от поставщиков.
«Командно-административный» подход. Данный подход предполагает строгое управление и регулирова-
ние поставщиками и характеризуется наличием договора, который включает стандарты и контрольные перечни,
соблюдения которых организации могут требовать от своих поставщиков. И хотя такой подход может быть вполне
эффективным, однако для него характерно отсутствие гибкости, поскольку поставщики действуют в строгом соот-
ветствии с требованиями вместо того, чтобы быть проактивно задействованными в достижении целей устойчивого
развития. Иногда это приводит к тому, что поставщики демонстрируют лишь формальную деятельность, предпри-
нимая минимальные меры для соответствия требуемым стандартам.
«Партнерский» подход. Данный подход направлен на установление тесных связей с поставщиками и под-
разумевает использование влияния, информации и знаний с целью гарантировать, что и поставщик, и организация
совместно работают для достижения общих целей. В долгосрочной перспективе «партнерский» подход показывает
большую эффективность в сравнении с «командно-административным», однако он требует больше усилий и ин-
вестиций. Например, если организация испытывает постоянную потребность в определенных товарах и услугах,
вполне вероятно, что «партнерский» подход окажется наиболее эффективным и целесообразным.
Организации также могут применять комбинацию обоих вышеописанных подходов.
В.7 Оценка тендерных заявок
Тендерные заявки должны оцениваться с использованием ранее описанных критериев и методов оценки. По-
сле выбора предпочтительного поставщика подрядная организация должна включить информацию относительно
устойчивого развития, изложенную в тендерных заявках поставщика, в условия договора. Для выявления случаев
несоответствия (т. е. случаев, когда поставщики не смогли достичь необходимого уровня эффективности), а также в
целях информационного обеспечения дальнейших анализов эффективности, данные должны быть достаточными.