ГОСТ Р 55860 — 2013
Примечание -
Л
юбая система реагирует на физическое явление, обозначенное фактором, но не на
признак явления.
3.1.9 регулирование безопасности полетов: Применение норм и правил воздействия на
процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного
уровня безопасности полетов по утвержденным показателям ИКАО.
3.1.10 система менеджмента качества: Часть общей системы менеджмента, основанная на
подходе к управлению системой в виде постоянного контроля, анализа, поддержания и повышения
уровня качества системы, преимущественно на основе нормативных показателей работоспособности
(надежности).
3.2 Группа В - ключевые термины в СУБП
3.2.1 Основные ключевые определения
а) система управления безопасностью полетов: Множество взаимосвязанных и упоря
доченных элементов или модулей (в минимальном составе по Аппох-19), предназначенных для
достижения цели управления по обеспечению необходимого уровня безопасности полетов в
соответствии с принятым системным подходом
б) системный подход ИКАО (к управлению безопасностью полетов): Инструмент в виде
метода, способов и набора процедур для управления состоянием систем, создания иерархической
структуры организации системы управления безопасностью полетов, включающей в себя модуль
функций обеспечения ответственности руководителя за безопасность полетов в бизнес-структуре и
другие модули
в) риск: Возможная опасность с нечеткой мерой или количественным выражением: опасности
- «риск больше», «риск меньше»
г) величина значений риска: интегральная значимость (или мера) риска с учетом частоты и
ущерба, измеренная экспортно с помощью единого инструмента, например Матрицы анализа
рисков
д) угроза: Источник опасности, локализованный во времени и пространстве и встроенный в
систему - в виде элемента системы с признаками выявленных факторов и характером их
поражающего воздействия как возмущения и прочее
е) опасность. Состояние системы, в которой может произойти опасное (прогнозируемое и
рисковое) событие при данной выявленной (обнаруженной) угрозе по некоторым факторам, если
факторы могут проявиться (хотя бы с вероятностью «почти нуль»),
3.2.2 безопасность. Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня
риска и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса
выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием
3.2.3 показатели безопасности: Критерии оценки уровня безопасности системы с помощью
некоторых величин и их значений, вытекающих из концепции ИКАО риска и безопасности
Примечание - Риск: Мера количества опасности, измеряемой в форме интегрального экспертного
значения как функции множества двух величин: нормированной частоты или меры возможности случайного по
явления опасных (рисковых) событий и возможного ущерба от этих событий.
3.2.4 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.
3.2.5организация:Корпорация,холдинговаякомпания(интегрированнаяструктура),
организация (предприятие) поставщиков обслуживания авиационного комплекса.
3.2.6 приемлемый уровень риска: Индикатор риска по перечислению 3.2.1 и 3.2.2 для условия
3.2.4.
3.3 Сокращения
В настоящем стандарте приняты сокращения по ГОСТ Р 54080. а также следующие сокра
щения:
ИКАО (ICAO. International Civil Aviation Organization) — международная организация гражданской
авиации.
ФРС - функции работоспособности системы;
ФНРС - функция неработоспособной системы:
ТСБ - теория системной безопасности;
НРБ - доктрина «надежность - риски - безопасность»;
ПБ - промышленная безопасность:
ТН - теория надежности;
ВАБ - вероятностный анализ безопасности;
ФО - функциональный отказ;
ФА
Л
- функция алгебры логики;
3