ГОСТ Р 55860 — 2013
• катастрофы возникают согласно сценариям развития процессов смены событий в форме пу
тей, ведущих к катастрофе (no NASA);
- схема поиска цепей вытекает из метода «минимальных сечений отказов» в ТН. но более полно
отражает и другие свойства систем, при этом не требуется использование вероятностных
показателей;
- уровни значимости катастроф и их ранги, а также ранги катастрофических угроз определяются
«уровнем остаточного риска», связанным с производством техники и ее проектированием [на основе
поправки No 101 (ИКАО)].
Проблемы классической ТН, решенные в НРБ:
- проблема редких событий (в ГА - по ИКАО);
- преодоление трудностей с неопределенностью значений функции распределения плотностей
вероятностей на «хвостах» распределения вероятностей редких событий, рассматриваемых в ФНРС;
- компенсация отсутствия устойчивой статистики по редким событиям, что в традиционных ме
тодах не позволяет осуществить переход на риски и индикаторы риска.
5.1.3 Модели опасности по ИКАО и ISO
В ТСБ риск определен как «количество опасности» в заданных критических дискретных состоя
ниях на нечетких подмножествах объектов анализа в некоторых специально формализованных
структурах исследуемых систем.
Прогнозный, проактивный и активный методы регулирования безопасности по ИКАО реалии-
зованы на методах логики исчисления рисков возникновения в технических системах негативных по
следствий. обнаруживаемых с помощью систем типа СУБП.
В НРБ на основе ТСБ принимается, что первичный анализ безопасности систем следует про
водить с использованием понятия состояния систем в дискретном вероятностном пространстве для
событий с вероятностью «почти ноль». Затем, согласно ТСБ. проводится отказ от измеримости слу
чайных событий по вероятности и принимается нечёткая логика алгебры событий по методу Fuzzy
Sets.
Главными задачами являются - определение и трактовка категории «остаточного риска», выте
кающего из концепции ТН, и пересчёт этого «риска» в "риск" катастрофы, которые возникают в высо
конадежных системах. Модели опасности по ИКАО могут быть найдены в виде чётких по функций для
цепей событий в форме сценариев. Затем в настоящем стандарте по методу ТСБ предписывается
находить без вероятностных показателей риски возникновения негативных последствий в ходе
реализации этих сценариев.
5.1.4 Инструменты оценивания рисков в зависимости от сценариев событий
Согласно 3.2.4. (из п.п. 3) риск - «мера количества опасности» с нечеткостью этой меры. Уп
равление рисками - это инструмент метода упреждающего управления безопасностью полетов (по
ИКАО) через управление факторами рисков (ИКАО). Для компенсации остаточных рисков» АТ и ком
пенсация последствий при эксплуатации целесообразно применять стратегии MSG. MEL, CATS в ме
тоде синтеза корректирующих действий на основе дерева событий.
5.1.5 Математическая интерпретация концепции ИКАО для определения рисков
В настоящем стандарте принята концепция риска по ИКАО (и в NASA, и в FAA в виде):
Risk Concept: Likelihood & Severity of Harm.(1)
На основании того, что в ТСБ (НРБ) физически риск - это опасность с нечеткой мерой слу
чайности возникновения рискового события с негативными (нечёткими) последствиями в виде ущер ба.
формула оценивания значимости риска, вытекающие из концепции ИКАО (1). будет иметь вид:
« - ( « .и . ’Е . > .(2)
где £о - условие испытаний системы в пространстве событий и принятая в СМБ модель
опасности (по 5.1.2).
Здесь R - множество элементов:
/Z, - мера возможности появление события R .
Н
к
- ущерб;
-комплекс условий определения системы.
Выражение (2) является математической формой концепции (1) риска по ИКАО.
8