ГОСТ Р 55860 — 2013
ГОСТ ИСО 9001-2011 Система менеджмента качества. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссы
лочных стандартов (сводов правил и,’или классификаторов) в информационной системе общего пользования -
на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по
ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января
текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты»
за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то
рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документы) с учетом всех внесенных в дан
ную версию изменений. Если замене ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то
рекомендуется использовать версию этого стандарта (документы) с указанным выше годом утверждения (приня
тия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датиро
ванная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение реко
мендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены,
то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Группа А: общие термины
3.1.1 поставщики обслуживания:
Л
юбая организация, обеспечивающая авиационное обслу
живание. Данная совокупность организаций, включает в себя: учебные организации; эксплуатантов
воздушных судов; утвержденные организации по техническому обслуживанию; организации, ответст
венные за типовое конструирование и/или сборку воздушных судов; поставщиков обслуживания воз
душного движения и сертифицированные аэродромы.
Примеры — Утвержденные учебные заведения, э
к
сплуатанты ВС. утвержденные организации
техничес
к
ого обслуживания и ремонта АТ. организации - разработчи
к
и АТ. организации - изготовители АТ.
поставщи
к
и обслуживания воздушного движения, э
к
сплуатанты сертифицированных аэродромов.
3.1.2 система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной
природы, в которой реализуются процессы различной деятельности, направленные на достижение
заданных целей.
3.1.3 безопасность авиационной деятельности; БАД Состояние, при котором риски, свя
занные с авиационной деятельностью, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
3.1.4 государственная программа по безопасности авиационной деятельности; Единый
комплекс правил и видов деятельности, разработанных государством и нацеленных на управление в
гражданской авиации.
А - общие термины; В - ключевые термины для SMSна основе исчисления рисков
возникновения неблагоприятных событий при авиационной деятельности и управлением полетом.
3.1.5 обеспечение безопасности авиационной деятельности: Процесс управления рисками
в системе управления поставщика обслуживания и на государственном уровне.
Примечания
1Целью процесса является достижение установленного государством целевого уровня эффективности.
2 Процесс базируется на эффективном мониторинге критических элементов контроля за состоянием и
на регулярной оценке адекватности мер по управлению, осуществляемых государственными уполномоченными
органами.
3.1.6 отраслевые нормы и правила Инструктивный материал, разработанный отраслевым
органом для конкретного сектора авиационной отрасли по соблюдению требований SARPS ИКАО,
других авиационных требований к безопасности авиационной деятельности (БАД), почерпнутых из
передовой практики, подверженные факторам риска во время предоставления своих услуг.
3.1.7 управление безопасностью авиационной деятельности: Основная бизнес-функция по
ставщика обслуживания, которая позволяет авиационным организациям достичь своих бизнес-целей
путем предоставления своих услуг и осуществляется с помощью специально созданной управ
ленческой системы — системы управления типа АСУ.
Примечание — Управление состоянием обеспечивается путем непрерывного воздействия на систему
и мониторинга факторов риска, вызывающих последствия в системе от факторов опасности в критических видах
деятельности поставщика обслуживания, и смягчения последствий от факторов риска до
наименьшего практически возможного уровня (см. стандарт ГосНИИ ГА ГОСТ Р 2012).
3.1.8 фактор: Обозначение (название) признака процесса, возмущения или явления, опреде
ляющего характер воздействия на систему или вид реакции системы на обозначенные явления.
2