ГОСТ Р 55860 — 2013
- определение управляющих воздействий на систему для снижения рисков.
Понятие риска в представленной системе трактуется в первоначальном смысле, принятом в ин
женерно-физических науках, следующим образом: «риск - возможная опасность». Эта опасность обу
словлена ошибками управления, человеческим фактором и пр. и рассматривается в методологии ис
числения рисков всегда как прогнозируемая, если обнаружены условия возникновения рискового со
бытия. Проблему представляет обнаружение в системе скрытых угроз в зависимости от остаточного
риска, заложенного на стадиях разработки и производства транспортной техники в целом и АТ (СА-
молетов. вертолетов) в частности.
5.3.3 Подсистемы и модули СМБ-СУБП
По ИКАО (Аппех-19) СМБ-СУБП должны строиться как общая глобальная система для страны
(района) в форме двух подсистем.
Соответственно общую систему СМБ АД составляют две подсистемы:
СМБ-1 - государственный уровень (или отраслевой);
СМБ-2 - уровень провайдера услуг (a/к. аэропорт, ТОиР, «Производство»).
Первая подсистема СМБ-1, работающая на государственном уровне АД. выполняет следу
ющие функции:
• непрерывный мониторинг параметров полета и состояния систем всех ВС в регионе (это все
гда ранее делалось и в ГА РФ, но на другой технической информационной основе и с другими це
лями);
- создание на основе прототипа ACARS (А-380) системы взаимодействия ВС с наземными тех
ническими службами во время полета и при обслуживании ВС;
- пополнение баз данных и администрирование всех поставщиков обслуживания.
Вторая подсистема СМБ-2. входящая в общую структуру СМБ-СУБП содержит два основных
типовых модуля.
Модуль 1 -это интеграция блоков QMS с модулями, определяющими принципы
функционирования SMS, обеспечивающими достижение основного результата - обеспечения
заданного уровня безопасности на основе концепции рисков (по ИКАО) с учетом всех аспектов
деятельности.
Модуль 2 - инструментальные средства измерения и прогнозирования рисков, оценивания
интегральной значимости рисков, нормирования приемлемых рисков, формализации и создания
системы идентификации рисков и базы факторов риска, управления рисками по схеме (1) и
предотвращение возникновения негативных ситуаций в соответствии с рекомендациями рег
ламентирующих документов.
Глобальная СМБ АД (и база данных БД), созданная на основе СМБ-1 и СМБ-2 по прототипу
NASA, как этого требует ИКАО, выполняет следующие функции:
- автоматизированные сбор и анализ полученной информации на борту ВС;
- анализ связи ВС на всей поверхности Земли (FORAS. ACARS и в наземных службах);
- обработка накопленной информации с позиций анализа рисков и качества работы систем и
агрегатов на основе эталонов качества (надежности агрегатов, опасных сценариев и пр.);
- оценивание на основе руководящих документов актуального уровня надежности и безопа
сности АТ в течение жизненного цикла;
- автоматизированное выявление факторов возникновения опасности по маршруту полета и за
благовременное информирование экипажа воздушного судна о возможных угрозах, деятельности по
ставщика услуг, ресурсах, транспортных средствах и пр.
Примечание - Классификация угроз, перечень опасностей и моделей опасностей, например е виде
сценариев и цепей Дж. Ризона. должны быть определены другим отдельным стандартом.
5.4 Общий способ управления безопасностью на основе проактивного
(предикативного) метода на основе предварительной идентификации
факторов риска
5.4.1 Общая схема выявления рисков в СМБ-2
Принимается рекомендация NASA об организации в SMS упреждающего процесса смягчения
рисков с помощью корректирующих воздействий по схеме:
(угроза - рисковое событие - прогноз сценария событий, ведущих к катастрофе. - опасное
состояние - оценка риска - (3) - управляющее воздействие).
В настоящем стандарте принимается единая следующая алгоритмическая схема оценки зна
чимости риска, необходимая для управления безопасностью АД в СМБ (СУБП).
5.4.2 Исчисления рисков на основе новойдоктрины, обеспечивающей определение
10