ГОСТ Р 55860 — 2013
5.8.2 Общая структура системы регулирования безопасности авиационной деятельности
в Российской Федерации
- Определение организационной структуры СМБ АД и ее подразделов в соответствии с ре
комендациями РУБП.
• Определение функционального состава СМБ АД на основе обязательных модулей, реко
мендованных РУБП.
- Модули (по ИКАО) идентификации факторов рисков и перечня опасностей и угроз.
- Структурирование информационной базы данных (ИБД) для проактивного определения рисков
на основе статистик (расшифровка ССПИ) и прогнозируемых угроз.
- Создание базы экспертных знаний на основе портфеля матриц анализа рисков с гипертекста
ми прогнозируемых последствий.
- Разработка алгоритмов выработки проактивных корректирующих воздействий на состояние
системы:
•Метод простых рисков.
- Метод цепей Дж. Ризона.
- Выявление скрытых угроз.
• Алгоритмы и рекомендации по применению методов управления рисками на основе БД опа
сных факторов.
При определении перечня угроз в модуле «Статистика» осуществляется оценка статистик всех
событий по назначенным позициям и признакам.
5.8.3 Функции СУБ АД на основе идеологии НАСА (для ИКАО)
Разрабатываются два типа СМБ АД: Тип 1 и Тип 2. а также два типа баз данных.
В Типе 1 СМБ АД (государственный уровень) решаются следующие задачи:
- непрерывный мониторинг воздушного судна (всех ВС в регионе);
- в реальном времени оптимизация выполнения полёта, использования силовых установок
с учетом текущих метеорологических, аэродинамических и статистических данных конкретного воз
душного судна;
- взаимодействие с наземными техническими службами в процессе выполнения полета, сокра
щающее время на обслуживание ВС после выполнения полёта и подготовки его к следующему вы
лету:
• дистанционная диагностика работы систем и агрегатов воздушного судна;
- автоматизированная система сбора и анализа полученной информации;
- бесперебойный канал связи на 100% поверхности Земли;
- незамедлительное оповещение экипажа и наземных служб об отказах и отклонениях в работе
бортовых систем;
- анализ, информирование и рекомендации о режимах топливной эффективности о любой
момент, на любом этапе полёта:
выводы на основе анализа накопленной информации:
- наполнение БД и администрирование;
- текущий актуальный уровень надёжности авиатехники:
- автоматизированное выявление факторов вероятного возникновения опасности по маршруту
полета и заблаговременное информирование экипажа воздушного судна;
- оптимизация технического обслуживания ВС:
- интегрирование переданных данных;
- непрерывная диагностика возможных отказов АТ;
- своевременные сообщения от экипажа о необходимости проведения внеплановых работ по
устранению дефектов, выявленных в полёте;
- доступ экипажа к наземным информационным системам и ресурсам:
- консультации с наземными службами в процессе выполнения полета;
•передача и обмен данными между ВС;
- получение с борта ВС информации об особых условиях выполнения полета.
В качестве выходного продукта по данной схеме проактивной оценки (по НАСА - Аннекс - 19)
БД решаются задачи по 5.5.3.
Составляются базы данных, содержащие общие угрозы, частные угрозы по факторам
опасности, риски, перечень функций управления рисками на цепях, проводится корректировка
значений рисков и воздействия на СУБП в авиакомпании.
5.8.4 Методическиестандартныесхемыоценкибезопасности эксплуатации ВС
в СМБ-СУБП
Стандартизуются следующие основные положения из 5.8.3 сформулированной проблемы:
16